среда, 5 октября 2011 г.

Castlevania: Часть 3

Первая часть >>
Вторая часть >>
Ранее я писал, что ни одну из частей Castlevania не проходил. Ну вот, за минувшую неделю, я исправил эту оплошность. Вторую часть я выложил в среду, тогда же впервые и познакомился с эмулятором. За пять дней Rondo of Blood была пройдена. Не скажу, что простая игра, но не очень сложная рядом с другими частями Castlevania. Дракула какой-то бессовестно лёгкий (но посложнее, чем в Simon's Quest ;)), а вот с колдуном Шафтом я помучался. Перед ним, на предпоследнем уровне единственный раз воспользовался эмуляторным сэйвом, дабы сэкономить нервы. И поглядел в прохождение, чтобы получить совет, как с ним драться. Вообще, это было излишне. В Rondo of Blood собираются мешочки с деньгами, не только для очков. Их из главного меню можно потратить, чтобы открыть видеоролик, показывающий, как правильно валить босса. Но мне денег не хватило =) Тогда же, из прохождения, я узнал, где спасать девушек. Оказывается, надо ещё мозгой пораскинуть! До такого я бы сам не допёр. Надо в определённом месте подобрать ключ (который используется как спецоружие), и открыть им решётку, которую я считал вообще частью декораций. То-то я дошёл до предпоследнего босса и ни одну из четырёх обещанных не видел. В итоге закончил игру, спас одну только невесту Аннет, и, видимо, концовка открылась всё равно плохая, Дракула обматюкал меня по-японски и исчез. ^_^
А потом я переиграл второй уровень и нашёл Марию. OMG, эта сцена с её спасением... "Онии-чан, даре?.." Я аж прослезился ))) Странно, они тоже говорили по-японски, но я их почему-то понял. 0_о Рихтер сказал, что я, мол, крутой охотник на вампиров, пойду мочить плохих дядек, а ты сиди здесь и не высовывайся. А Мария заявляет, что она ТОЖЕ охотник на вампиров, обиделась (КАВАЙИ!) и высказала что-то в духе "я борец за добро и справедливость", разве что в позу не встала.


Ладно, надо собраться с силами и продолжить. Я ведь ещё ни слова не сказал про геймплей. Игра за Рихтера - классика жанра, бить кнутом можно только прямо, кидать спецоружие комбинацией ↑+УДАР. Мария "стреляет" двумя птичками, которые даже чуть более быстры и дальнобойны, чем кнут Рихтера, имея при этом одинаковую с ним силу. Из удобств - возможность прыгать на ступеньки и ходить "лунной походкой" (это было в Super Castlevania IV). Из нововведений - сальто назад или двойной прыжок у Марии. Если вы подберёте дополнительное оружие, у вас выпадет предыдущее, это позволит подобрать обратно то оружие, которое у вас было. Также, впервые для серии, в этой игре были введены так называемые Item Crush, которые позволяют производить более мощные атаки с помощью дополнительного оружия, но и отнимающие больше сердец.
Castlevania: The Dracula X Chronicles (PSP, 2007)
Повторюсь, сия прелесть выходила в 1993 году ТОЛЬКО в Японии на консоли PC Engine. В 2007 году Konami выпустила 2.5D-римейк игры для PlayStation Portable, он получил название Castlevania: The Dracula X Chronicles. О нём я упомянул в прошлый раз. В 2008 в Японии выпустили оригинал на Wii Virtual Console. В 2009 Castlevania: The Dracula X Chronicles выпущена в PlayStation Network ТОЛЬКО в Японии и Америке. И, наконец, в 2010 Rondo of Blood стала официально доступна в Европе и Америке на Wii Virtual Console.
Тоже Castlevania: Dracula X Chronicles (PSP, 2007)

Возвращаемся в девяностые. В 1995 году Konami сочиняет ПОРТ Rondo of Blood для Super Nintendo Entertainment System, который они обозвали как 悪魔城ドラキュラXX - Akumajo Dracula XX - тут уже "иксы" явно для красоты ставятся. В Америке игра известна как Castlevania: Dracula X, а в Европе - как Castlevania: Vampire's Kiss. Условлюсь, что я PC Engine версию называю Rondo of Blood, а SNES версию - Dracula X.
Castlevania: Dracula X (SNES, 1995)
Итак, Dracula X на SNES повторяет сюжет, но использует совершенно другой графический стиль и переделанные уровни. В этой версии только два альтернативных пути (вместо четырёх), а Мария стала неигровым персонажем. Понятное дело, игра "похудела" до 2 мегабайт, поэтому ни о каких анимешных роликах и речи нет.
Геймплей у этих двух игр (если не считать Марию) одинаковый. Мы играем за Рихтера Бельмонта. На этот раз он вооружён не фамильным кнутом "Убийца вампиров", а цепным кнутом "Утренняя звезда", который раньше появлялся только как апгрейд кнута. Думаю, пора покопаться в терминологии:
Металлический шар к шипами на цепочке - это уже, как вы понимаете, далеко не кнут. Но, сначала про кнут. У меня возник вопрос, как правильно говорить - кнут или хлыст? Везде пишут кнут. Так вот:
Кнут - тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи.
Хлыст - гибкий, твёрдый прут, утончающийся к концу, с рукоятью на толстом конце, служит для управления лошадью.
Так или иначе, когда речь идёт именно об оружии, то это кнут. Кнутом лучше не погонять лошадь. :)
Теперь, то, что многие знают как "Утренняя звезда".
Моргенштерн (нем. Morgenstern — утренняя звезда) — бронзовый шарик с ввинченными в него стальными шипами.
В огромном количестве игр я видел как Утренней звездой называют именно шарик на цепочке. Это неправильно. Утренняя звезда - это только шарик, он может быть также навершием палицы. А если на цепи - то такое оружие скорее всего называется кистень. Но есть также понятие "цепной моргенштерн" - он получил в своё время (XVI-XVIII века, например) наибольшее распространение, поэтому решили слово "цепь" выкидывать и называть утренней звездой именно вот это. А вообще, как видите, рукоять у него длинная. Шарик на длинной цепочке - исключительно изобретение фэнтези-жанра.

Есть мнение, что Rondo of Blood самая лучшая часть Caslevania. Причём её порт на SNES (в одном месте я видел) назвали худшей частью Castlevania, цитирую, "даже хуже, чем Castlevania 64". И чуть ниже тот же человек пишет: "Но быть худшей частью такой великой серии как Castlevania - это всё равно означает быть наголову выше всех остальных игр того времени". Никто не говорит, что Dracula X - плохая игра. Сама по себе она хороша. Это всё та же Castlevania, классический геймплей, знакомая музыка, великолепная графика. Но как-то бледно она выглядит на фоне Super Castlevania IV (вышедшей ЧЕТЫРЬМЯ годами ранее) и тем более Rondo of Blood, которую, правда, в Америке никто не видел. До появления эмулятора. Не знаю точно, но он появился где-то в начале 2000-х, и, естественно, фанаты накинулись, как голодные шакалы, на невиданную доселе прелесть. Это как раз после выхода двух ФЭЙЛОВ на Nintendo 64. Могу только представить их радостные визги. )))
Ну, ладно, я отвлёкся. Хотел сказать ответ на вопрос, мучающий всех уже лет 15. Какая же ЛУЧШАЯ часть Castlevania? Я уже называл двух претендентов, но, когда я писал тот текст, я ещё не видел Rondo of Blood. Так что приношу извинения. Пьедестал Лучшей Castlevania ПОРОВНУ делят три игры. Super Castlevania IV, Rondo of Blood и Symphony of the Night. А кто из них - тут уже на вкус и цвет все фломастеры разные...
И, наконец, вот она. В предыдущих двух частях моего рассказа Symphony of the Night была упомянута уже СЕМЬ раз. 13 явление серии Castlevania, первое появление на PlayStation, и прямой сиквел Rondo of Blood. 悪魔城ドラキュラX 月下の夜想曲 Castlevania: Symphony of the Night, известная в Японии как Akumajo Dracula X: Gekka no Yasokyoku (Дьявольский Замок Дракулы Икс: Ноктюрн в Лунном Свете).
Castlevania: Symphony of the Night (PlayStation 1997)
С появлением т.н. пятого поколения игровых консолей, разработчики кинулись осваивать 3D, в чём (считается, что) подавляющее большинство облажались. Новый дизайнер Konami Кодзи Игараси (Koji Igarashi) придерживался иного мнения. Выросший на классических платформерах, он хотел сохранить изюминку Castlevania, но при этом учитывал её вторичность. Мол, что мы 10 лет выпускаем одно и то же по сути? А линейность Castlevania не оставляла большого желания для повторного прохождения. Видимо, он заигрывался в своё время в Simon's Quest, очень долго (10 лет всё-таки) размышлял о всех недостатках дизайна, а потом в итоге решил не изобретать велосипед, а взять старый-добрый Metroid.
Дааа, берём ОДНУ гигантскую карту и закрываем проходы какими-нибудь особыми дверьми, которые открыть можно, только победив соответствующего босса. В Symphony of the Night нет уровней, есть локации, но это не в счёт. Уровнем считается - когда нельзя вернуться назад. Здесь же гуляй по всему замку сколько влезет. Страшно сказать, в замке Дракулы 1890 комнат. Мало? После прохождения всего замка, он переворачивается, и вам придётся пройти его снова задом наперёд.
Добавляем к этому восхитительный саундтрек от Митиру Яманэ (Michiru Yamane), которая уже блеснула в сеговской Bloodlines, и заслужила право войти в тройку лучших композиторов Castlevania. Новая консоль не ограничена каким-то синтезатором, поэтому кроме электронной музыки, здесь можно услышать и хард рок, и настоящую инструментальную музыку. Как ремиксы знакомых мелодий, так и совершенно новые произведения.
Алукард, тащемта
 И завершаем это потрясающим артом от Аями Кодзимы (Ayami Kojima) в стиле бисёнэн, ставший изюминкой серии. Бисёнэн буквально переводится с японского как "красивый молодой человек", стиль заключается в изображении мужских персонажей в несколько... женственной манере. Проще показать, чем рассказывать. Изменение художественного стиля помогло привлечению к серии Castlevania интереса со стороны ранее не задействованного сегмента потенциальных покупателей - игроков женского пола. Интересно, но со стороны мужского пола идея не сразу была воспринята в штыки, большинство (95% наверно, и играли они явно без звука) были просто уверены, что играют за женщину, и ничуть не возмущались по этому поводу.
Рихтер. Верите, нет?
Вот так родилась Castlevania "новой школы" - абсолютно новая игра, тем не менее сохранившая местами атмосферу и динамику оригинала. Symphony of the Night начинается на том месте, где заканчивается Rondo of Blood. Впервые Castlevania НАЧИНАЕТСЯ со схватки с Дракулой. Она абсолютно идентична оригиналу, если не считать нескольких нововведений в управлении. Рихтер в Symphony of the Night может бегать и крутить кнут в разные стороны, как в Super Castlevania IV. Спрайты и анимации заметно качественнее. Перед битвой состоится небольшой диалог, полностью озвученный. Здесь же мы впервые встречаем новые лица персонажей, нарисованные рукой Аями Кодзимы. В этом бою нельзя проиграть - прибежит Мария и отдаст Рихтеру СВОЮ СИЛУ, тогда последний восстановит своё здоровье и станет неубиваемым. После первого прохождения, если создать новый файл с именем RICHTER, то можно пройти игру за него.
Итак, Дракула повержен, а его замок "исчезает в тумане". Четыре года спустя Рихтер загадочным образом исчезает, и подросшая охотница на вампиров Мария Ренард отправляется на его поиски. ВНЕЗАПНО материализуется тот самый замок. Но история не про Марию (и даже не про Рихтера), а про другого персонажа. Это знакомый нам по Castlevania III: Dracula's Curse Алукард. Алукард, разумеется, лишён волшебного фамильного кнута Бельмонтов и поначалу орудует мечом. После пары-тройки коридоров перед Алукардом является Смерть и отнимает у него оружие и силы. А иначе какой интерес, правда?
Мария. И не только бисёнэны
Игра заимствует элементы jRPG - у Алукарда есть экипировка и опыт, можно менять оружие, доспехи и открывать особые умения. Алукард умеет превращаться в волка, в летучую мышь и в туман - это помогает ему преодолевать различные препятствия. Есть у игры серьёзный недостаток в плане RPG-элементов. Castlevania всегда славилась своей сложностью, особенно 1 и 3 части на NES. Здесь же ничто не мешает набить экспу и стать мега крутым. Да, даже если специально не заниматься прокачкой, ближе к середине игра заметно упрощается, и только боссы могут составить какое-то серьёзное испытание. Впрочем, для любителей острых ощущений, есть специальные предметы, типа "Ржавого меча", с которым пройти игру будет, скажем так, несколько сложнее. RPG-элементы не "притянуты за уши", как обычно бывает в подобном жанре, а гармонично вписываются в геймплей.
Дракула. Ах, мне бы так научиться...
Но, увы, Symphony of the Night играется несколько по-другому, по сравнению с классическими Castlevania. Теперь игру можно сохранять в специально отведённых для этого комнатах на карту памяти (что в очередной раз какбе намекает на Super Metroid). При этом комната сохранения полностью восстанавливает здоровье и энергию. И комнаты, как правило, расположены неподалёку от боссов. Для кого-то это убитый challenge, для кого-то - наоборот. Лично мне нравится больше "игра для расслабления", а не "для трепания нервов".
В 1998, Symphony of the Night была портирована на Sega Saturn, опять эксклюзивно для Японии. У неё есть несколько отличий от PS-версии. В начале игры можно сразу выбрать Алукарда, Рихтера или... Марию! В игру добавили две новых локации, эксклюзивного босса и новые предметы. К сожалению, из-за кривого портирования, версия на Sega Saturn (несмотря на Марию) получилась хуже оригинала. Дольше загрузки, местами она тормозит. Изображение слегка растянуто из-за того, что разрешение Saturn выше. Эффекты прозрачности заменены дизерингом (на пальцах - мелкой сеточкой из пикселей). Вообще-то, технические возможности 2D у Sega Saturn гораздо лучше, чем у PlayStation, так как последняя больше заточена на формирование 3D. Но сторонняя группа программистов, вместо того, чтобы воспользоваться преимуществами Saturn, "прибила молотком и гвоздями" версию PlayStation.
В 2007 году вышел порт для XBox Live Arcade. Он ничем не уступает PS-версии, кроме вырезанных видеороликов. Интересно, что на игры XBox Live Arcade было установлено ограничение в 50 МБ. Castlevania: Symphony of the Night была первым тайтлом, превысившим этот предел, даже без видеороликов. Позже, планка была поднята до 2 ГБ.
В том же году, как я уже упоминал, вышла Dracula X Chronicles на PlayStation Portable. В неё включена оригинальная Symphony of the Night. В PSP-версии Мария вновь играбельный персонаж, причём стиль её игры, в отличие от Saturn, более приближен к Rondo of Blood. Она вновь стреляет птичками (только в этот раз совами) и использует четырёх зверушек в качестве дополнительного оружия.
В 2009 году Konami выпустила Symphony of the Night вместе с Super Contra и Frogger в коллекционном издании Konami Classics Vol. 1 для Xbox 360.
Версия для PlayStation Network, абсолютна идентичная PS-версии и совместимая с Sony PlayStation 3 и Sony PSP, была выпущена 19 июля 2007.
Кстати, японское издание SotN также включало в себя небольшую мангу по сюжету игры
В 1997 американский журнал PlayStation Magazine назвал Symphony of the Night Игрой Года. В 1998 другой американский журнал Electronic Gaming Monthly наградил Symphony of the Night званием Игра Года на PlayStation. Он же объявил игру лучшей на PS вообще, и 4ой из 100 лучших игр всех времён. Одной из первых игра попала в цикл статей сайта GameSpot "Лучшие Игры Всех Времён". В списке IGN "100 Лучших Игр Всех Времён" Symphony of the Night занимает 16 место. В списке Game Informer "200 Лучших Видео Игр" она занимает 24 место. Журнал GamePro назвал открытие перевёрнутого замка двадцать шестым величайшим моментом в играх.

Не смотря на старания Кодзи, два года спустя на Nintendo 64 таки появляется FAIL: Castlevania 64. Тут и рассказывать особо нечего. Первая попытка перенести Castlevania в 3D. Разумеется, неудачная.
Начиная с Nintendo 64, я новые части серии Castlevania пока не видел, так что приостановлю свой рассказ на неопределённое время. За исключением GameBoy Advance. И это будет удобнее - на N64, а потом и на PS2 Castlevania выходит в новом образе - полностью в 3D, сначала неудачно, потом нормально. Их я пропускаю, чтобы продолжить рассказывать про Castlevania-подобия Symphony of the Night. Осталось победить Дракулу, и будет полноценный рассказ про Circle of the Moon.

Чуть не забыл. Скриншоты и арт понадёрганы с фан-сайта Castle of Dracula, за что им аригато гозаимасу. ^_^ Википедии тоже аригато за информацию, пусть и не всегда верную.