среда, 12 октября 2011 г.

Кое-что о цвете

Так получается, что я сообщения оставляю в среду. Поэтому буду её придерживаться.
Я вот о чём размышлял.
Фантастика. Сайт о фантастике. Как его оформить, чтобы он выглядел, как сайт о фантастике? Что такое футуристичный дизайн? Или футуристический? И, в первую очередь, в каких цветах всё это нужно выполнить?
Начинаю рубрику "Докапываемся до Истины" :)
Сегодня докапываемся до цветовой гаммы. Задача - сделать "футуристичный" дизайн сайта.

Итак, что большинство понимают под футуристичным цветом?
Сам я на этот вопрос ответил так: см. продукцию либо Apple, либо Samsung. То бишь белый либо чёрный+металлик. Мнения народа расходятся примерно поровну на ТРИ варианта: Белый, Металлик (он же чёрный/серый) и оттенки синего/фиолетового. Последнее, видимо, восходит к стандартным цветовым схемам Windows.
Одно могу сказать точно, и с этим многие согласятся. Желательно наличие градиента. Плавный перелив из одного оттенка в другой - то, что может сделать только машина. Сразу, однако, стоит здесь сделать замечание, что ни в коем случае нельзя делать переливы на фоне текста - иначе какая-то его часть "тонет" в оттенке и портит читателю зрение.
Вообще, научно доказано, белый текст на тёмном фоне вреден для зрения (перенапрягает хрусталик глаза). Наиболее приятно для глаз чёрные буквы на белом фоне. Хочу заметить, что у меня глаза сильнее болят от белого фона 0_о А чёрные буквы на жёлтом фоне являются самыми обращающими на себя внимание.
http://blog.shaihalov.ru/2011/06/08/kogda-sleduet-ispolzovat-belyj-tekst-na-temnom-fone/
Есть мнение, что это неправда и стереотипы. Quot homines, tot sententiae - сколько людей, столько и мнений. Я наблюдал пару раз какие-то дикие совершенно расцветки и розовых, и зелёных тонов, которые сильно резали мне глаза, но владельцу нравились. Известно также, что некоторые люди (не говоря о дальтониках) воспринимают цвет чуть иначе. Я остановлюсь на трёх вышеперечисленных вариантах.
Но, сначала, приведу сайты, с которых я в основном брал информацию. Кто заинтересовался, за подробностями сюда:
http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm
http://www.colorzone.ru/
http://psyfactor.org/color.htm
Итак, приведу здесь вкратце характеристики вышеназванных цветов, с которыми, в основном, собираюсь работать.

1. Белый цвет
 
Его фундаментальное качество - равенство, т.к. заключает в себе все цвета, они в нем равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу), заряжает энергией и очищает. Белый цвет выявляет скрытое и ложное.
Белый цвет в одежде означает начало. Белый парик судьи - символ справедливости. "Белый рыцарь" - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее.
Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики: изоляция, бесплодность, скука, чопорность, разочарование, отрешённость.
Такой нюанс. Понятно, что абсолютно белую страницу делать не имеет смысла. Чёрный текст на сплошном белом фоне тоже выглядит не особо футуристично. Тут вся соль в геометрии. Посмотрите на клавиатуру, монитор, системный блок (у кого они стандартные белые). Они ведь белые, правда? А с точки зрения художника? Нет, в тени они светло-серые. Тень играет ключевую роль. Повторюсь, белый цвет выявляет скрытое. Белый цвет выявляет все формы предмета. Как применить это на сайт? Придать ему псевдо-объём. Использовать кубизм.

2. Чёрный цвет
Существует в противоположность белому, поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Чёрный всегда скрывает в себе всё, что несёт, то есть он "загадочен", пугает. Чёрный цвет связан с любопытством, он притягивает к себе. Чёрный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через чёрное, чтобы познать, как много в нём белого. Когда наступает депрессия, то остаются только негативные характеристики чёрного цвета. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание.
Чёрный и белый цвета вместе гасят друг друга, уже не несут своей первоначальной информации, не несут давление на психику.
Тут тоже работа на форму, на объём. Яркий блик на чёрном фоне - это грань предмета. Мы не видим чёрную форму, она скрыта, только на краях отражает свет, и мы можем только предполагать, как выглядит объект. А если поверхность ещё и матовая, то есть не бликует, всё равно рёбра будут чуть светлее. Опять, в силу вступают оттенки серого.

3. Серый цвет
Серый цвет соединяет в себе противоположные качества чёрного и белого, следовательно, чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым (т.к. у него нет к этому внутреннего стремления). Единственная цель - стабильность и гармония (из-за истощённости и усталости). Серый цвет считается одиноким, т.к. живёт на границе чёрного и белого.
Серый цвет всегда стабилизирует процессы вокруг, но всегда выглядит раздвоенным, всегда чувствует себя плохо.
В негативном значении цвета для него никогда нет будущего - он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен, что лучшее - впереди, но ничего для этого не делает.
У серого много оттенков:
Светло-серый действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, готовность к контактам, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело, и разум (стремится к белому). Стиль его движения - неприкаянность (цвет привидения).
Темно-серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нём заторможено и приглушено. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишён внутренней энергии - характеризуется такими выражениями, как "подрезаны крылья", "разбитый, поломанный, но ещё живой").

4. Серебряный и Металлический
Каким боком это цвет и чем отличается от серого? Я считаю так. Возьмём систему RGB. Допустим, если чёрный это 0-0-0, а белый это 255-255-255, то у чисто серых цветов все цвета равны и отличны от чёрного и белого, например, 215-215-215 или 125-125-125. В серебряном меньше красного, то есть больше голубого, но он нам всё равно кажется серым, 83-91-94. В металле ещё больше синевы, например 125-130-139.
Выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Обладает умением прекращать споры (из-за беспристрастности) и указывает на то, что человек любит фантазировать.
В своём негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий ("не знаю - то ли уже пришел, то ли уже ухожу"). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности.
Серебряный цвет успокаивает нервы, нормализует работу желёз внутренней секреции, оказывает благоприятное влияние на работу почек.
"Да, лицо, изображённое на карте точно было моим: зелёные глаза, чёрные волосы. Одет в чёрное с серебром. На плечах плащ, чуть раздуваемый ветром. Чёрные высокие сапоги, как у Эрика. Клинок на боку, только потяжелее и не такой длинный, как у него. На руках - латные перчатки, отливающие серебром. Пряжка под горлом в виде серебряной розы. Это был я, Корвин."
Роджер Желязны. "Девять принцев Амбера". Когда речь идёт о серебре, я всегда вспоминаю Корвина. И песню Би-2. А сам предпочитаю синие тона. O_RLY?

5. Синий цвет
Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Концентрический, посвящает всё только себе. У этого цвета "нет дна", он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления. (zOMG TEH REI!!11)
Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
Синий цвет способствует восстановлению нервной системы; помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.
Более светлые тона - голубой - успокаивает, излучает надёжность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Снижает напряжение, комфортен. Это цвет "спокойной эмоциональности"; дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но! замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грёз, цвет мира и согласия. Голубой цвет также считается цветом креативности.
Более тёмные тона - индиго - цвет сновидений. Он очень глубокий, приводит к депрессии, вызывает угнетающее действие, беспокойство, излишнюю серьёзность, грусть, печаль. Вызывает потребность физиологического покоя и удовлетворённости в мире.

Хотя это считается оттенок зелёного, приведу его здесь, как один из вариантов цветовой схемы Windows.
Синезеленый (бирюзовый) - самый холодный из всех оттенков, используется при создании освежающей прохлады, цвет стерильности. Бирюзовый оттенок способствует общению.

6. Фиолетовый
Образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий свой смысл в красном. Отсюда - завуалированное возбуждение. Обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности и определяется как внушаемость. Это цвет идеализма, способствует повышению самооценки. Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистицизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.
Purple haze all in my brain
Lately things just don't seem the same
Actin' funny, but I don't know why
'Scuse me while I kiss the sky
Фиолетовый - тяжёлый цвет. Его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Не рекомендуется в работе с детьми; снижает пульс.
Тёмно-фиолетовый символизирует грубость и властность.
Лиловый (светло-фиолетовый) успокаивает при тревоге, символизирует интуицию; оказывает мягкое неинтенсивное воздействие, улучшает зрение (анютины глазки способствуют этому).
Сиреневый - тщеславие, незрелость.

Идея была такая: создать у читателя впечатление, что он работает за "компьютером будущего". Потом появилась другая идея: всё новое - хорошо забытое старое. Я уже говорил, что "второй пик" кинофантастики пришёлся на конец 70х - 80е годы. То есть в эпоху популяризации домашних компьютеров. Компьютер стал доступен простому обывателю (хоть и стоил чуть дороже автомобиля). Тогда это выглядело фантастично само по себе. А как выглядит сейчас? Давайте посмотрим.
Windows 1.0 использовала светло зелёный фон, чёрные тексты на белом фоне, подкрашенную жёлтым строку меню. Явное стремление вырваться из бело-чёрного DOS'a.
Windows 2.0 использовала ярко голубой/бирюзовый фон и снова чёрные тексты на белом фоне. Но уже меньше контрастных сочетаний. Стремление только к успокаивающим оттенкам синего.
Windows 3 постепенно "выцветает", отказывается от цветного фона, режущего глаз, заменяет его на серый. Фон окна бледно-жёлтый, заголовок окна окрашен светло-синим.
Желающим поностальгировать: http://fishki.net/comment.php?id=15093

Надо сказать, ЭТА операционная система в те годы совсем не пользовалась популярностью. DOS всё ещё был удобнее и даже функциональнее. И стоит упомянуть графическую "обёртку", которую многие до сих пор находят наиболее удобной. А значит (я полагаю) наиболее приятной для глаза.
Но. Вынужден был от него отказаться. В моём случае оно вредно для глаз. Подчёркиваю в моём случае. Для Norton'а это нормально. В самом начале я приводил статью, процитирую её. Разница в методе получения информации. Мы либо читаем, либо сканируем текст. В файловом менеджере надо именно сканировать текст, чтобы быстрее найти нужный файл. Здесь текст нужно именно читать.

И это только начало. Психология цвета выявляется, только если использовать один конкретный цвет и его оттенки. Здесь будет правильнее использовать несколько контрастных цветов. В сочетании они гасят или усиливают друг друга. Более того: "В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда.". Поэтому в следующий раз я буду разбираться, какие цвета лучше всего совмещать.