Дико извиняюсь, у меня грандиозный FAIL сидел целых две недели в первой заметке о цвете. В самом конце: "Более того "цитата про сочетание цветов". Это я хотел вставить туда цитату из предполагаемого продолжения, но забыл. Сейчас всё исправлено.
Интересно вот что. Три недели я искал, как бы мне покрасивше разукрасить свой блог, какие сочетания цветов использовать, и, в итоге, пришёл к выводу, что всё будет вредно для зрения, кроме серых оттенков.
К сожалению, ничего толкового за прошедший месяц я не сделал, но зато переосмыслил вообще все свои представления о цвете. Мне попали в руки две интересные книги на эту тему, которые хочу сегодня просто поцитировать. Я хотел бы что-нибудь от себя добавить, но, думаю, цитаты вполне самодостаточны.
Итак, книги называются: В.С.Денисов и М.В.Глазова "Восприятие Цвета" и Иоханнес Иттен "Основы Цвета", которая есть в интернете целиком вот здесь: http://www.archizona.ru/osnovy-cveta-itten.htm
"В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр."
"Ньютон взял треугольную призму и сказал: "Треугольная призма, дай мне силу!", превратился в Сейлор-Ньютон и пошел драться с яблоками, падающими на голову мирным жителям..." НЯ.Ш #3691
"Как такового, цвета в природе не существует. Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения."
"В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда." (Именно эта цитата должна была попасть в предыдущую заметку о цвете.)
"Для понимания механизма восприятия художнику необходимо знать строение глазного яблока и некоторые параметры работы данного органа." 0_о
Почему-то вспоминается Холмс, у которого в графине с водой глаза плавали...
"Художнику это необходимо знать как с точки зрения чувственного познания, так и с точки зрения использования механизма отображения, а также воспроизводства объекта в материальных образах искусства через осознание индивидуальных возможностей."
Просто интересно, композиторы с такой же детальностью изучают человеческое ухо?
"Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности."
"Организация восприятия у каждого человека индивидуальна и имеет характерные особенности по восприятию одного и того же цвета. Психологическое и эмоциональное состояние оказывает своё неповторимое влияние на восприятие."
"Яблоко, оставаясь красным, в определённых условиях визуально изменяется цветовыми соотношениями от красно-оранжевого до красно-пурпурного. Например, яблоко, освещённое солнцем, имеет один цветовой оттенок, а в тени цвет яблока визуально иной. Сам по себе цвет не изменился, изменилось условие, что повлекло за собой визуальное изменение воспринимаемого цвета."
"Глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету — чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической."
"Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии."
"Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии "гармоничными", обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера."
"Условное разделение цветов произошло неслучайно, как в музыке - семь нот (и двенадцать полутонов). Ньютон рассматривал не только соответствие звукоряда и светового спектра, но и количественные соотношения звука и цвета, была проведена аналогия с распространением звука соответственно музыкальной структуре. Отношение частот красного (400 тераГерц или около 800 нм) и фиолетового (800 тераГерц или около 400 нм) цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве."
RGB - Red, Green, Blue - Красный, Зелёный, Синий. Все цвета в мониторе и телевизоре образуются смешением этих трёх. Выбор красного, зелёного и синего оптимален по ряду причин, например, потому что при этом минимизируется количество точек цветового пространства, для представления которых используются отрицательные координаты, что имеет практическое значения для цветовоспроизведения (нельзя воспроизводить цвет излучением с отрицательной интенсивностью). Этот факт следует из того что пики чувствительностей L,M и S колбочек приходятся на красный, зелёный и синий части видимого спектра.
Поняли? Нет, я тоже не понял. Всегда воспринимал RGB как данность. Сильно удивился, когда узнал, что художники придерживаются иного мнения. Физически, основными цветами, с помощью которых можно получить все остальные, являются КРАСНЫЙ, СИНИЙ и ЖЁЛТЫЙ.
Смешивая основные цвета можно получить цвета второго порядка:
КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ
"Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три цвета второго порядка. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка." Такую схему разработал Иоханнес Иттен, и она известна под названием "цветовой круг Иттена".
"Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность. В круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными. Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации."
"Для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей? Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы."
"Всё заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим. Интуитивное ощущение выше этого, ибо ведёт в царство иррационального и метафизического, неподчиненного никакому числу. Интеллектуально-конструктивное обдумывание замысла - это только та «повозка», которая доставляет нас к дверям новой реальности."
Осознал, зачем в школе пишут сочинения. Чтобы потом вести блоги. ;) Хм, а если школьники ведут блоги? Ладно, об этом в другой раз. Напоследок, вот, что меня удивило.
"На основе видимого цветового спектра был утверждён цветовой международный стандарт в виде числового графика, который служит эталоном цветовых отношений. Основным параметром такой кривой является предельная насыщенность спектрального цвета, равная 100% отклонённого угла монохромного цвета в спектре. Дальнейшее 10-процентное снижение насыщенности в сторону высветления представляет процесс пошагового изменения цвета."
Я тоже ничего не понял, но посмотрите, как красиво! ^_^
Интересно вот что. Три недели я искал, как бы мне покрасивше разукрасить свой блог, какие сочетания цветов использовать, и, в итоге, пришёл к выводу, что всё будет вредно для зрения, кроме серых оттенков.
К сожалению, ничего толкового за прошедший месяц я не сделал, но зато переосмыслил вообще все свои представления о цвете. Мне попали в руки две интересные книги на эту тему, которые хочу сегодня просто поцитировать. Я хотел бы что-нибудь от себя добавить, но, думаю, цитаты вполне самодостаточны.
Итак, книги называются: В.С.Денисов и М.В.Глазова "Восприятие Цвета" и Иоханнес Иттен "Основы Цвета", которая есть в интернете целиком вот здесь: http://www.archizona.ru/osnovy-cveta-itten.htm
"В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр."
"Ньютон взял треугольную призму и сказал: "Треугольная призма, дай мне силу!", превратился в Сейлор-Ньютон и пошел драться с яблоками, падающими на голову мирным жителям..." НЯ.Ш #3691
"Как такового, цвета в природе не существует. Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения."
"В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда." (Именно эта цитата должна была попасть в предыдущую заметку о цвете.)
"Для понимания механизма восприятия художнику необходимо знать строение глазного яблока и некоторые параметры работы данного органа." 0_о
Почему-то вспоминается Холмс, у которого в графине с водой глаза плавали...
"Художнику это необходимо знать как с точки зрения чувственного познания, так и с точки зрения использования механизма отображения, а также воспроизводства объекта в материальных образах искусства через осознание индивидуальных возможностей."
Просто интересно, композиторы с такой же детальностью изучают человеческое ухо?
Изображуние не моё. Такое нашёл в гугле. Извините уж. |
"Организация восприятия у каждого человека индивидуальна и имеет характерные особенности по восприятию одного и того же цвета. Психологическое и эмоциональное состояние оказывает своё неповторимое влияние на восприятие."
"Яблоко, оставаясь красным, в определённых условиях визуально изменяется цветовыми соотношениями от красно-оранжевого до красно-пурпурного. Например, яблоко, освещённое солнцем, имеет один цветовой оттенок, а в тени цвет яблока визуально иной. Сам по себе цвет не изменился, изменилось условие, что повлекло за собой визуальное изменение воспринимаемого цвета."
"Глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету — чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической."
"Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии."
"Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии "гармоничными", обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера."
Velvet, Indigo, Blue, Green, Yellow, Orange, Red |
RGB - Red, Green, Blue - Красный, Зелёный, Синий. Все цвета в мониторе и телевизоре образуются смешением этих трёх. Выбор красного, зелёного и синего оптимален по ряду причин, например, потому что при этом минимизируется количество точек цветового пространства, для представления которых используются отрицательные координаты, что имеет практическое значения для цветовоспроизведения (нельзя воспроизводить цвет излучением с отрицательной интенсивностью). Этот факт следует из того что пики чувствительностей L,M и S колбочек приходятся на красный, зелёный и синий части видимого спектра.
Поняли? Нет, я тоже не понял. Всегда воспринимал RGB как данность. Сильно удивился, когда узнал, что художники придерживаются иного мнения. Физически, основными цветами, с помощью которых можно получить все остальные, являются КРАСНЫЙ, СИНИЙ и ЖЁЛТЫЙ.
Смешивая основные цвета можно получить цвета второго порядка:
КРАСНЫЙ+ЖЕЛТЫЙ=ОРАНЖЕВЫЙ
ЖЕЛТЫЙ+СИНИЙ=ЗЕЛЕНЫЙ
СИНИЙ+КРАНЫЙ=ФИОЛЕТОВЫЙ
"Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три цвета второго порядка. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка." Такую схему разработал Иоханнес Иттен, и она известна под названием "цветовой круг Иттена".
Если жёлтый вам здесь кажется слишком зеленоватым, то это мой серый фон виноват. И ваш моск. :) |
"Для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей? Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы."
"Всё заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим. Интуитивное ощущение выше этого, ибо ведёт в царство иррационального и метафизического, неподчиненного никакому числу. Интеллектуально-конструктивное обдумывание замысла - это только та «повозка», которая доставляет нас к дверям новой реальности."
Осознал, зачем в школе пишут сочинения. Чтобы потом вести блоги. ;) Хм, а если школьники ведут блоги? Ладно, об этом в другой раз. Напоследок, вот, что меня удивило.
"На основе видимого цветового спектра был утверждён цветовой международный стандарт в виде числового графика, который служит эталоном цветовых отношений. Основным параметром такой кривой является предельная насыщенность спектрального цвета, равная 100% отклонённого угла монохромного цвета в спектре. Дальнейшее 10-процентное снижение насыщенности в сторону высветления представляет процесс пошагового изменения цвета."
Я тоже ничего не понял, но посмотрите, как красиво! ^_^