"I am Dracula.
I bid you welcome."
Я вот о чём размышлял. Всегда ограничиваю себя в объёме заметки, так, чтобы её можно было прочитать легко и быстро. Сегодня, я решил, что развернусь по полной, и выложу всё, что насочинял, не жалея места. (А ещё интересно было, есть ли здесь какой-нибудь предел на выкладывание картинок.)
ВЕДЬ СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ! 26 сентября исполняется ровно 25 лет со дня официального выхода игры 悪魔城ドラキュラ - Akumajo Dracula, более известной за пределами Японии под названием Castlevania.
К сожалению, я пропустил 25-летия Super Mario Bros и Legend of Zelda, а о Metroid упомянул только вкратце. Но к ним я обязательно ещё вернусь, пусть и без участия громкой даты. А вот к сегодняшнему празднику я подготовился.
ВЕДЬ СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ! 26 сентября исполняется ровно 25 лет со дня официального выхода игры 悪魔城ドラキュラ - Akumajo Dracula, более известной за пределами Японии под названием Castlevania.
К сожалению, я пропустил 25-летия Super Mario Bros и Legend of Zelda, а о Metroid упомянул только вкратце. Но к ним я обязательно ещё вернусь, пусть и без участия громкой даты. А вот к сегодняшнему празднику я подготовился.
Но прежде, чем поговорить о игре Castlevania, следует подробнее рассказать о консоли на которой она вышла. Ведь мало кто в этой стране даже слышал, что такое Famicom Disk System. Большинству невдомёк, что такое Famicom, хотя у многих он был (его почти точный китайский клон). И много еще людей смущаются, услышав название Nintendo Entertainment System. Поэтому я начну со слова, которое будет понятно едва ли не всем россиянам (приблизительно) старше 20.
DENDY
Дааа, Денди - первая 8-битная игровая консоль, захватившая российский рынок. Пожалуй, самая популярная у нас до появления PlayStation. Так вот, знайте, не было официальных прав на издание консоли в нашей стране. Денди - это неофициальная пиратская подделка. То же можно сказать и о всех наших картриджах. Они все до единого нелегальны! Вот так крупно развели нас в начале 90-х. Но это ведь мелочь какая-то по сравнению со всем остальным начала 90-х...
Официально "Денди" наиболее известна в мире, как Nintendo Entertainment System, или в сокращении NES, иногда просто Nintendo. Именно под таким названием её продавали в Европе и Северной Америке. Японец, скорее всего, поймёт о чём речь, хотя в Японии её называли иначе. В Японии её называли Family Computer. Дааа, СЕМЕЙНЫЙ КОМПЬЮТЕР. Вот это:
КОМПЬЮТЕР. СЕМЕЙНЫЙ.
Ах, да, забыл. FAMIly COMputer - а сокращённо FAMICOM. Теперь, все знают, что такое Famicom? 8-битная японская игровая консоль, вышедшая (в Японии) 15 июля 1983 года, более известная в России под именем Dendy.НО! Это ещё не всё. Тоже 25 лет назад - 21 февраля 1986 - выходит страшное дополнение для Famicom, так никогда и не покинувшее пределы Японии, притом дико у них популярное.
Дааа, суровые японцы сделали ПРИСТАВКУ В ВИДЕ ФЛОППИ-ДИСКОВОДА ДЛЯ FAMICOM!!!
Famicom Disk System. Суровые японцы такие суровые. |
Объём картриджей игровых консолей обычно указывается в двоичных мегабитах, т.е. у которых не 1000, а 1024 килобит. Конкретной инфы об объёмах картриджа я так и не смог найти. Наиболее стандартным для Famicom являлся объём около 48 килобайт, в связи со странным пересчётом по двоичной системе (1024), реально получается немного больше - до 49 128 байт. Допускается наличие расширенного ОЗУ и устройств управления расширенной памятью (мапперов).
Дискеты для Famicom Disk System, называвшиеся Disk Cards, имели размер 2,8 на 3 дюйма и ёмкость 128 килобайт, по 64 килобайта на одну сторону. На момент выпуска устройства этот объём памяти являлся значительным — игра Super Mario Bros, вышедшая в 1985 году, имела объём 40 килобайт. Дисковод устройства был односторонним и требовал ручного 0_о переворачивания дискеты в нужные моменты.
Akumajo Dracula в самом первом издании. 26 сентября 1986. |
"Listen to them. Children of the night. What music they make!"
Считается, что американцы, а ещё через годик и европейцы, получившие игру на картридже, слышали урезанный звук. Ведь в конструктиве NES напрочь отсутствовали пины, которые предназначались для внешней звуковой карты Famicom. При этом игра была настолько крута, что доставляла даже с таким звучанием. Этот факт мною не подтверждён.Загоревшись любопытством, я незамедлительно откопал образ той самой дискеты и эмулятор, поддерживающий Famicom Disk System. После нескольких часов танцев с бубном, я таки запутил игру и услышал... то же самое. Видимо, любой эмулятор даже с образом картриджа генерит "правильный" звук, поэтому такие изощрения не требуются. (Либо не было разницы в версиях в плане звучания.) Но зато я узрел разницу в версиях. Famicom Disk System ещё имеет возможность сохранять игру в три слота. Едва ли не первый сейв в видеоиграх? (Один из.) Чуть позже, правда, я ещё попробовал запустить FDS-версию Simon's Quest - вот в нём есть разница, очень ощутимая.
Ну, что, рассказать про Castlevania? А что про неё рассказывать, про неё итак уже 100500 раз везде рассказано. К тому же, признаться, сколько я не подходил к Castlevania, ни разу так и не прошёл до конца ни одну из частей. Но, должен похвастать, пока я сочинял этот текст, между делом я хотя бы по одному разу включил все описанные здесь игры, кроме аркадной и версии для Sharp X68000.
Никак не могу обойтись без упоминания Angry Video Game Nerd. Во-первых, видеообзорами я в принципе не занимаюсь, и не собирался, а даже если бы собрался, это во-вторых, лучше него я при всём желании не сделаю. Я взял за правило не ругаться в своём блоге и не выкладывать видео, содержащее нецензурную речь, пусть даже и на английском. Но я могу выложить ссылки, перевод на русский ищите сами, а здесь оригиналы (я предупредил, если чё):
Самый первый его обзор на Castlevania II: Simon's Quest
Castlevania в 4-х частях:
Castlevania
Castlevania II: Simon's Quest и Castlevania III: Dracula's Curse
Super Castlevania IV, Dracula X и Castlevania 64
Castlevania: Bloodlines и Castlevania: Symphony of the Night
И всё же попробую буквально в одном-двух абзацах сам описать, о чём речь.
Castlevania (FDS/NES, 1986) |
Vampire Killer (MSX2, 1986) |
Konami ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА MSX и издавала на нём почти всё. 30 октября 1986 в Японии, и в 1987 в Европе (в Америке не выходила), выходит игра Vampire Killer, являющаяся "какбе портом" Akumajo Dracula (При этом картридж с Castlevania для NES европейцы официально получат не раньше 19 декабря 1988!). Вот тут хочу воспользоваться шуткой, которую уже однажды озвучил Mr. Зулин: "Я понимаю, что при портировании с консоли на компьютер может получиться совсем другая игра, но, в данном случае, это ПРОСТО ДРУГАЯ ИГРА".
Графические возможности MSX немного лучше Famicom, но он лишён способности скроллинга. Поэтому здесь Саймон переходит из комнаты в комнату, ограниченную одним экраном. Строение локаций здесь отличается, и очень сильно. Если Castlevania была полностью линейной, то в Vampire Killer Саймону придётся поплутать. Комнаты располагаются не только одна за одной, но и на этажах выше и ниже. Вдобавок, здесь есть карта замка, только её ещё предстоит найти! А выход с уровня заперт на большой ключ, спрятанный, как правило, в пробиваемой стене. Кроме ставших традиционными свечек, в игре присутствуют маленькие ключи и сундуки. Сундуками просто так не воспользуешься, они заперты. Чтобы открыть каждый из них, нужен маленький ключ. На сундук требуется один ключ, и после открытия сундука ключ «сгорает». Также на просторах замка можно отыскать торговцев, которые продадут вам нужный предмет по сходной цене.
Короче говоря, в игре впервые появились квестовые элементы и почти нелинейное прохождение, которое позже получит развитие в Simon's Quest, а после Symphony of the Night станет новым "лицом" серии. В остальном: в игре те же 6 локаций, те же враги, те же боссы. Саундтрек портирован "в целом сносно, за исключением финальной темы".
Стоит упомянуть ещё три римейка Castlevania.
Haunted Castle (аркада, 1988) |
Super Castlevania IV (SNES, 1991) |
Akumajo Dracula (Sharp X68000, 1993) |
Кстати, в Arrange Mode герой не отскакивает назад, когда его бьют :))) А ещё есть трава в качестве спецоружия - позволяет тратить сердечки на восстановление здоровья.
Моя личная рекомендация - если хотите поиграть в Castlevania, доставайте версии для PlayStation. Castlevania Chronicles как лучший представитель "классического" геймплея и Castlevania: Symphony of the Night как представитель "новой школы".
Успех Castlevania породил множество игр, копирующих основные идеи и геймплей первоисточника. Самые знаменитые и успешные из них — 8 Eyes и Rusty. В таких играх, как Vagrant Story и Devil May Cry, также можно заметить влияние серии.
Сама же Castlevania наплодила за 25 лет в общей сложности 36 потомков - включая порты, римейки, коллекционные переиздания. В связи с чем у меня возникает вопрос - какая же серия игр самая длинная? Вопрос ооочень интересный и очень спорный, я ему посвящу целую заметку. Встречал такую информацию, что в "Книге Рекордов Гиннесса 2008: Библия Геймера" Castlevania присвоены 7 мировых рекордов, но пока я лично не добуду эту книгу и не увижу собственными глазами, ничего писать на эту тему не буду.
Castlevania II: Simon's Quest (FDS/NES, 1987) |
Simon's Quest во всех красках Angry Video Game Nerd обрисовал уже дважды, поэтому я здесь промолчу, потому больше уже добавить нечего.
Одно только скажу. Саундтрек Simon's Quest, написанный Кенити Мацубара (Kenichi Matsubara), считается одним из лучших в серии Castlevania, и вообще одним из лучших саундтреков из видеоигр на NES.
Да, и то, что говорят горожане, не имеет абсолютно никакого значения, поэтому с ними не надо вообще разговаривать - это давно всем известный факт. ;)
В 2001 году дет-метал группа The Black Dahlia Murder называет свой первый демо-альбом "What a Horrible Night to Have a Curse" - известной фразой из Castlevania II: Simon's Quest. Несмотря на имя альбома, песня с таким названием в него не попала, её записали позже, и выпустили в альбоме "Nocturnal" 2007 года. У них есть даже клип. :) Но он никак не связан с Castlevania, за исключением названия песни.
Весьма занимательны названия игр. Знаете, как у нас, например, фильмы выходят совсем не под тем названием, что в оригинале? Типа это маркетинговый ход такой. (The Fast and The Furious - Быстрые и Яростные - Форсаж) Это всё цветочки, по сравнению с тем как насиловали в те годы названия игр.
悪魔城ドラキュラ - Akumajo Dracula - Дьявольский замок Дракулы - Castlevania
ドラキュラII 呪いの封印 - Dracula II: Noroi no Fuin - Дракула 2: Печать Проклятья - Castlevania II: Simon's Quest
И, внимание
悪魔城伝説 - Akumajo Densetsu - Легенда о дьявольском замке - (готовы?) Castlevania III: Dracula's Curse (Проклятье Дракулы)
Castlevania III: Dracula's Curse (NES, 1989) |
Желающих приобщиться к прекрасному приглашаю, например, на этот фанатский сайт: http://castleofdracula.narod.ru/
Там можно найти версии, как для NES, так и для FDS, так и для MSX, как японские, так и английские, и европейские, с комментариями о различиях. (И саундтрек ;)) В частности, оттуда я понадёргал и скриншоты, и (частично) описания. На сайте ещё много интересного о Castlevania - обзоры всех игр, прохождения, хронологию, арт, и даже сами игры, за исключением разве что PlayStation 2 и Wii. Как я уже упомянул, любой эмулятор воспроизводит музыку правильно, так что заморачиваться на FDS не стоит. Единственное отличие этой версии - наличие сейвов, на эмуляторе в них отпадает смысл. Да и не такая уж длинная игра. Но, стоит сказать, дико сложная. Даже эмуляторный quicksave тут мало поможет. Из эмуляторов рекомендую Jnes, обладающий наиболее простой настройкой. (Тащемта, его вообще не надо настраивать :)) Для тех, у кого есть бубен, танцуйте с FCEUX.
На этом завершается история Castlevania на консолях третьего поколения, хотя я уже частично зацепил и Super Nintendo, и Sony PlayStation. В самом начале обещал, что ограничивать себя не буду, но всё-таки обрежу рассказ на следующий раз.
Продолжение »