понедельник, 26 сентября 2011 г.

Castlevania: Часть 1

 "I am Dracula.
I bid you welcome."
Я вот о чём размышлял. Всегда ограничиваю себя в объёме заметки, так, чтобы её можно было прочитать легко и быстро. Сегодня, я решил, что развернусь по полной, и выложу всё, что насочинял, не жалея места. (А ещё интересно было, есть ли здесь какой-нибудь предел на выкладывание картинок.)
ВЕДЬ СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ! 26 сентября исполняется ровно 25 лет со дня официального выхода игры 悪魔城ドラキュラ - Akumajo Dracula, более известной за пределами Японии под названием Castlevania.
К сожалению, я пропустил 25-летия Super Mario Bros и Legend of Zelda, а о Metroid упомянул только вкратце. Но к ним я обязательно ещё вернусь, пусть и без участия громкой даты. А вот к сегодняшнему празднику я подготовился.


Но прежде, чем поговорить о игре Castlevania, следует подробнее рассказать о консоли на которой она вышла. Ведь мало кто в этой стране даже слышал, что такое Famicom Disk System. Большинству невдомёк, что такое Famicom, хотя у многих он был (его почти точный китайский клон). И много еще людей смущаются, услышав название Nintendo Entertainment System. Поэтому я начну со слова, которое будет понятно едва ли не всем россиянам (приблизительно) старше 20.
DENDY
Дааа, Денди - первая 8-битная игровая консоль, захватившая российский рынок. Пожалуй, самая популярная у нас до появления PlayStation. Так вот, знайте, не было официальных прав на издание консоли в нашей стране. Денди - это неофициальная пиратская подделка. То же можно сказать и о всех наших картриджах. Они все до единого нелегальны! Вот так крупно развели нас в начале 90-х. Но это ведь мелочь какая-то по сравнению со всем остальным начала 90-х...
Официально "Денди" наиболее известна в мире, как Nintendo Entertainment System, или в сокращении NES, иногда просто Nintendo. Именно под таким названием её продавали в Европе и Северной Америке. Японец, скорее всего, поймёт о чём речь, хотя в Японии её называли иначе. В Японии её называли Family Computer. Дааа, СЕМЕЙНЫЙ КОМПЬЮТЕР. Вот это:
КОМПЬЮТЕР. СЕМЕЙНЫЙ.
Ах, да, забыл. FAMIly COMputer - а сокращённо FAMICOM. Теперь, все знают, что такое Famicom? 8-битная японская игровая консоль, вышедшая (в Японии) 15 июля 1983 года, более известная в России под именем Dendy.
НО! Это ещё не всё. Тоже 25 лет назад - 21 февраля 1986 - выходит страшное дополнение для Famicom, так никогда и не покинувшее пределы Японии, притом дико у них популярное.
Дааа, суровые японцы сделали ПРИСТАВКУ В ВИДЕ ФЛОППИ-ДИСКОВОДА ДЛЯ FAMICOM!!!
Famicom Disk System. Суровые японцы такие суровые.
Именно такой монстр требовался разработчикам из Konami. Зачем же? Я попробовал выяснить. Вероятнее всего, из-за большего объёма дискеты.
Объём картриджей игровых консолей обычно указывается в двоичных мегабитах, т.е. у которых не 1000, а 1024 килобит. Конкретной инфы об объёмах картриджа я так и не смог найти. Наиболее стандартным для Famicom являлся объём около 48 килобайт, в связи со странным пересчётом по двоичной системе (1024), реально получается немного больше - до 49 128 байт. Допускается наличие расширенного ОЗУ и устройств управления расширенной памятью (мапперов).
Дискеты для Famicom Disk System, называвшиеся Disk Cards, имели размер 2,8 на 3 дюйма и ёмкость 128 килобайт, по 64 килобайта на одну сторону. На момент выпуска устройства этот объём памяти являлся значительным — игра Super Mario Bros, вышедшая в 1985 году, имела объём 40 килобайт. Дисковод устройства был односторонним и требовал ручного 0_о переворачивания дискеты в нужные моменты.
Akumajo Dracula в самом первом издании. 26 сентября 1986.
Достоверно известно, что Castlevania спустя год была переиздана на мегабитном картридже, то есть вмещающем 125 килобайт, что соответствует размеру дискеты. Почему не было таких картриджей в 1986 - для меня осталось загадкой.Есть и другая причина использования Famicom Disk System. Соль устройства заключалась в дополнительном синтезаторе звука. Считается, что Castlevania обрела свою популярность именно благодаря "жуткому, атмосферному" звуку. Потрясающий (и по сей день) саундтрек является дебютной работой Ямаситы Кинуё (Yamashita Kinuyo, это женщина :)) Вообще, саундтрек всей Castlevania заслуживает отдельного упоминания. Редко саундтрек 8-битной игры приятно слушать отдельно от игры, не считая некоторых продвинутых ценителей. В 1998 году Konami выпустили диск с компиляцией музыкальных тем из первых трёх частей - Akumajo Dracula Best Vol.1. Почти во всех последующих частях Castlevania встречаются ремиксы мелодий из трилогии NES, особенно "Vampire Killer" (так называется мелодия). Также в интернете можно найти бесчисленное количество инструментальных, метал, техно и прочих версий.
"Listen to them. Children of the night. What music they make!"
Считается, что американцы, а ещё через годик и европейцы, получившие игру на картридже, слышали урезанный звук. Ведь в конструктиве NES напрочь отсутствовали пины, которые предназначались для внешней звуковой карты Famicom. При этом игра была настолько крута, что доставляла даже с таким звучанием. Этот факт мною не подтверждён.
Загоревшись любопытством, я незамедлительно откопал образ той самой дискеты и эмулятор, поддерживающий Famicom Disk System. После нескольких часов танцев с бубном, я таки запутил игру и услышал... то же самое. Видимо, любой эмулятор даже с образом картриджа генерит "правильный" звук, поэтому такие изощрения не требуются. (Либо не было разницы в версиях в плане звучания.) Но зато я узрел разницу в версиях. Famicom Disk System ещё имеет возможность сохранять игру в три слота. Едва ли не первый сейв в видеоиграх? (Один из.) Чуть позже, правда, я ещё попробовал запустить FDS-версию Simon's Quest - вот в нём есть разница, очень ощутимая.
Ну, что, рассказать про Castlevania? А что про неё рассказывать, про неё итак уже 100500 раз везде рассказано. К тому же, признаться, сколько я не подходил к Castlevania, ни разу так и не прошёл до конца ни одну из частей. Но, должен похвастать, пока я сочинял этот текст, между делом я хотя бы по одному разу включил все описанные здесь игры, кроме аркадной и версии для Sharp X68000.
Никак не могу обойтись без упоминания Angry Video Game Nerd. Во-первых, видеообзорами я в принципе не занимаюсь, и не собирался, а даже если бы собрался, это во-вторых, лучше него я при всём желании не сделаю. Я взял за правило не ругаться в своём блоге и не выкладывать видео, содержащее нецензурную речь, пусть даже и на английском. Но я могу выложить ссылки, перевод на русский ищите сами, а здесь оригиналы (я предупредил, если чё):
Самый первый его обзор на Castlevania II: Simon's Quest
Castlevania в 4-х частях:
Castlevania
Castlevania II: Simon's Quest и Castlevania III: Dracula's Curse
Super Castlevania IV, Dracula X и Castlevania 64
Castlevania: Bloodlines и Castlevania: Symphony of the Night
И всё же попробую буквально в одном-двух абзацах сам описать, о чём речь.
Castlevania (FDS/NES, 1986)
1691 год, Трансильвания. Саймон Бельмонт, вооружённый родовым кнутом "Убийца вампиров" ("Vampire Killer"), приходит в замок Дракулы, чтобы убить супостата. Castlevania является типичным представителем жанра платформеров эпохи 8-битных игр. Игра состоит из 18 уровней (некоторые пишут из 6, но по 3 этапа тогда), которые проходятся единственным возможным способом, без сюжетных ответвлений и альтернативных уровней. Кнопка А служит для прыжка как и в других платформерах. Но прыжки возможны только влево и вправо, отсутствует возможность управления в воздухе. Разбивая подсвечники и собирая бонусы, можно увеличить длину кнута и получить некоторые дополнительные виды оружия, используемые комбинацией ВВЕРХ+B, при этом тратятся сердечки. Сердечки - местный счётчик энергии на использования дополнительного оружия, никак не связаны со здоровьем. Каждый третий уровень заканчивается схваткой с боссом.
Vampire Killer (MSX2, 1986)
Отдельно остановлюсь на версии для MSX. Это такой компьютер, очень популярный в странах Восточной Азии в 80х-90х гг. ХХ века. Известен он был и в Европе, и даже в России, в основном, под именем Yamaha. В частности, в школе автора, как я узнал буквально недавно, именно такие и стояли. И на них, что интересно, мы играли в... догадайтесь. :)
Konami ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА MSX и издавала на нём почти всё. 30 октября 1986 в Японии, и в 1987 в Европе (в Америке не выходила), выходит игра Vampire Killer, являющаяся "какбе портом" Akumajo Dracula (При этом картридж с Castlevania для NES европейцы официально получат не раньше 19 декабря 1988!). Вот тут хочу воспользоваться шуткой, которую уже однажды озвучил Mr. Зулин: "Я понимаю, что при портировании с консоли на компьютер может получиться совсем другая игра, но, в данном случае, это ПРОСТО ДРУГАЯ ИГРА".
Графические возможности MSX немного лучше Famicom, но он лишён способности скроллинга. Поэтому здесь Саймон переходит из комнаты в комнату, ограниченную одним экраном. Строение локаций здесь отличается, и очень сильно. Если Castlevania была полностью линейной, то в Vampire Killer Саймону придётся поплутать. Комнаты располагаются не только одна за одной, но и на этажах выше и ниже. Вдобавок, здесь есть карта замка, только её ещё предстоит найти! А выход с уровня заперт на большой ключ, спрятанный, как правило, в пробиваемой стене. Кроме ставших традиционными свечек, в игре присутствуют маленькие ключи и сундуки. Сундуками просто так не воспользуешься, они заперты. Чтобы открыть каждый из них, нужен маленький ключ. На сундук требуется один ключ, и после открытия сундука ключ «сгорает». Также на просторах замка можно отыскать торговцев, которые продадут вам нужный предмет по сходной цене.
Короче говоря, в игре впервые появились квестовые элементы и почти нелинейное прохождение, которое позже получит развитие в Simon's Quest, а после Symphony of the Night станет новым "лицом" серии. В остальном: в игре те же 6 локаций, те же враги, те же боссы. Саундтрек портирован "в целом сносно, за исключением финальной темы".
Стоит упомянуть ещё три римейка Castlevania.
Haunted Castle (аркада, 1988)
В феврале 1988 года Konami издаёт аркадную версию. В Японии она по-прежнему называется Akumajo Dracula, в Европе и Америке - Haunted Castle. По геймплею Haunted Castle идентична оригинальной Castlevania, но разительно отличается от неё по графике. Кроме этого в ней новый саундтрек, большая часть мелодий из которого были использованы в более поздних играх серии. По отзывам очевидцев - нереально хардкорно сложная, пройти не представляется возможным.
Super Castlevania IV (SNES, 1991)
Следующая реинкарнация игры произошла в 1991 году на Super Nintendo Entertainment System. В Японии она... как бы так написать, чтобы не повторяться? А в остальном мире известна как Super Castlevania IV. Помимо очевидного улучшения графики и звука, эта игра претерпевает улучшения и в геймплее. Саймон теперь умеет крутить кнут в любую сторону, и цепляться им за крюки аки Индиана Джонс. Появились новые монстры, новые боссы и пара новых уровней (это если считать, что их было 6, теперь 8).
Akumajo Dracula (Sharp X68000, 1993)
Наконец, в 1993 году выходит Akumajo Dracula (им не надоело?) на ещё одном популярном в Японии компьютере Sharp X68000. Кроме обработанной графики и новых мелодий ничем не примечательна. НО! Примечательно её переиздание в 2001 году (при этом она стала доступна за пределами Японии) на первой PlayStation под именем Castlevania Chronicles. Прямо какой-то римейк римейка 0_о На самом деле, если считать Super Castlevania IV римейком первой части, то это будет римейк римейка римейка. Но если Super Castlevania IV настолько отличается от оригинала, что имеет право носить звание совершенно отдельной игры, то Chronicles является лишь графически улучшенной Super Castlevania IV (по крайней мере как я увидел первый её уровень).
Castlevania Chronicles обладает двумя режимами. Original - являющийся точной копией версии 1993 года для Sharp X68000 и даже позволяющий выбирать три разных звуковых карты, для продвинутых ценителей. И Arrange - переработанная для Playstation версия, с новыми эффектами и мелодиями. А также с новыми моделями персонажей, нарисованными рукой Аями Кодзимы. Аями Кодзима (Ayami Kojima) - потрясающая художница, по слухам (как и я) самоучка - в 1997 году она изменила облик Castlevania и по сей день продолжает создавать персонажей для новых игр в серии. Но об этом стоит рассказать отдельно.
Кстати, в Arrange Mode герой не отскакивает назад, когда его бьют :))) А ещё есть трава в качестве спецоружия - позволяет тратить сердечки на восстановление здоровья.
Моя личная рекомендация - если хотите поиграть в Castlevania, доставайте версии для PlayStation. Castlevania Chronicles как лучший представитель "классического" геймплея и Castlevania: Symphony of the Night как представитель "новой школы".

Успех Castlevania породил множество игр, копирующих основные идеи и геймплей первоисточника. Самые знаменитые и успешные из них — 8 Eyes и Rusty. В таких играх, как Vagrant Story и Devil May Cry, также можно заметить влияние серии.
Сама же Castlevania наплодила за 25 лет в общей сложности 36 потомков - включая порты, римейки, коллекционные переиздания. В связи с чем у меня возникает вопрос - какая же серия игр самая длинная? Вопрос ооочень интересный и очень спорный, я ему посвящу целую заметку. Встречал такую информацию, что в "Книге Рекордов Гиннесса 2008: Библия Геймера" Castlevania присвоены 7 мировых рекордов, но пока я лично не добуду эту книгу и не увижу собственными глазами, ничего писать на эту тему не буду.
Castlevania II: Simon's Quest (FDS/NES, 1987)
Не заставивший себя ждать сиквел Castlevania II: Simon's Quest является странным экспериментом и предметом горячих споров по сей день. Кто-то горячо любит эту игру, а кто-то считает её EPIC FAIL'ом. Забавно, что похожая участь постигла другой знаменитый нинтендовский сериал Legend of Zelda, тоже изначально стартовавший на дискете для Famicom Disk System (на двух дискетах, если быть точным). Сам AVGN окрестил её Unholy F***ness, при этом вне обзоров неоднократно признавался, что это одна из его самых любимых игр.
Simon's Quest во всех красках Angry Video Game Nerd обрисовал уже дважды, поэтому я здесь промолчу, потому больше уже добавить нечего.
Одно только скажу. Саундтрек Simon's Quest, написанный Кенити Мацубара (Kenichi Matsubara), считается одним из лучших в серии Castlevania, и вообще одним из лучших саундтреков из видеоигр на NES.
Да, и то, что говорят горожане, не имеет абсолютно никакого значения, поэтому с ними не надо вообще разговаривать - это давно всем известный факт. ;)
В 2001 году дет-метал группа The Black Dahlia Murder называет свой первый демо-альбом "What a Horrible Night to Have a Curse" - известной фразой из Castlevania II: Simon's Quest. Несмотря на имя альбома, песня с таким названием в него не попала, её записали позже, и выпустили в альбоме "Nocturnal" 2007 года. У них есть даже клип. :) Но он никак не связан с Castlevania, за исключением названия песни.
Весьма занимательны названия игр. Знаете, как у нас, например, фильмы выходят совсем не под тем названием, что в оригинале? Типа это маркетинговый ход такой. (The Fast and The Furious - Быстрые и Яростные - Форсаж) Это всё цветочки, по сравнению с тем как насиловали в те годы названия игр.
悪魔城ドラキュラ - Akumajo Dracula - Дьявольский замок Дракулы - Castlevania
ドラキュラII 呪いの封印 - Dracula II: Noroi no Fuin - Дракула 2: Печать Проклятья - Castlevania II: Simon's Quest
И, внимание
悪魔城伝説 - Akumajo Densetsu - Легенда о дьявольском замке - (готовы?) Castlevania III: Dracula's Curse (Проклятье Дракулы)
Castlevania III: Dracula's Curse (NES, 1989)
В 1989 году выходит третья часть, являющаяся на самом деле приквелом Castlevania. Она рассказывает о дальнем предке Саймона - Треворе Бельмонте. В 1476 году Дракула появляется в Европе, и известный охотник на вампиров идёт его отшлёпать фамильным кнутом. Приблизительно такой же сюжет вообще почти у всех частей Castlevania, поэтому упор надо делать на персонажей. Семью Тревора изгнали за их "дьявольскую" силу, но, стоило вновь объявиться Дракуле, кинулись к нему за помощью. Castlevania III вновь возвращается к игровому процессу первой части, однако появляется нелинейное прохождение. В нескольких местах игроку предстоит сделать выбор — каким путем идти дальше, что повлияет на итоговую концовку игры. Помимо Тревора в игре есть ещё три игровых персонажа, которых можно менять по ходу игры, каждый из них обладает уникальной способностью: проклятый пират Грант, магичка и охотница на вампиров, обращённая Дракулой в статую Сифа, и собственной персоной сын Дракулы - Алукард. Дааа, в Castlevania есть Алукард! Причём он появится в серии ещё не раз.

Желающих приобщиться к прекрасному приглашаю, например, на этот фанатский сайт: http://castleofdracula.narod.ru/
Там можно найти версии, как для NES, так и для FDS, так и для MSX, как японские, так и английские, и европейские, с комментариями о различиях. (И саундтрек ;)) В частности, оттуда я понадёргал и скриншоты, и (частично) описания. На сайте ещё много интересного о Castlevania - обзоры всех игр, прохождения, хронологию, арт, и даже сами игры, за исключением разве что PlayStation 2 и Wii. Как я уже упомянул, любой эмулятор воспроизводит музыку правильно, так что заморачиваться на FDS не стоит. Единственное отличие этой версии - наличие сейвов, на эмуляторе в них отпадает смысл. Да и не такая уж длинная игра. Но, стоит сказать, дико сложная. Даже эмуляторный quicksave тут мало поможет. Из эмуляторов рекомендую Jnes, обладающий наиболее простой настройкой. (Тащемта, его вообще не надо настраивать :)) Для тех, у кого есть бубен, танцуйте с FCEUX.

На этом завершается история Castlevania на консолях третьего поколения, хотя я уже частично зацепил и Super Nintendo, и Sony PlayStation. В самом начале обещал, что ограничивать себя не буду, но всё-таки обрежу рассказ на следующий раз.

Продолжение »