четверг, 9 марта 2017 г.

13 причин почему мне понравилась Lightning Returns - Final Fantasy XIII

Неожиданный поворот.
Есть люди, которым, по каким-то мне понятным причинам (школьники, не игравшие в другие игры серии), нравится тринадцатая часть Final Fantasy. Есть даже те, кому больше по нраву сиквел, который почти во всех гранях хуже. Немножко выправлен был геймплей и великолепный саундтрек, но в целом, нет, это провал.
И почти все в один голос кричат, что Lightning Returns - это FAIL.
После двух этих кошмаров я, с тяжёлым вздохом и большой бутылкой вискаря, всё же запустил эту игру. Поначалу меня на полном серьёзно физически тошнило от происходящего на экране. Или от выпитого перед запуском. Но потом началось ЭТО...
Я даже не знаю, как бы это описать правильней, но игра. Да, игра! Наконец какое-то подобие игры. Мы поставлены в жёсткие временные рамки, у нас есть конкретная цель, мы можем даже проиграть! Ущипните меня.

Я, честно, ожидал, что игра будет чуть лучше двух предыдущих. Не знаю, почему. А вышло в итоге, что она... гораздо лучше двух предыдущих. :/
Да, можно придраться ко многому. Можно сказать также, что это теперь вообще не RPG (ой ли?), что духом Final Fantasy теперь и не пахнет, что графика говно, что порт говно - который предлагает нам "плавно наклонять WASD чтобы идти" или просит "не выключать PlayStation 3 во время сохранения":



Но я лучше расскажу в этот раз, чем мне понравилась Lightning Returns.



I. ЛАЙТНИНГ
Ого! Да, сама Лайтнинг. Первая игра почему-то создала "культ Лайтнинг", который я никак не мог понять. Её предыстория была слишком слабая, её мотивация не двигала по сюжету. Внутреннего конфликта не было, там где он должен был быть, и был там, где его быть не должно. Клауд в Final Fantasy VII имел богатое прошлое, страшное событие, изменившее его, про которое рассказывали всю вторую половину игры. У Лайтнинг такого не было, но её представляют этакой плохозадой женской версией Клауда. И это НЕ работало.
Почему же всем так полюбилась Лайтнинг в первой части? Потому что розовые волосы, голубые глаза и большие сиськи.
Пруф: http://www.gamefaqs.com/boards/950899-final-fantasy-xiii/68298966

В Lightning Returns это уже персонаж с богатым прошлым. Это уже действительно плохозадая женская версия Клауда, если не больше. Сначала она спасла мир, потом случайно привела его к уничтожению, стала посланницей богини Этро, уснула на 500 лет, потеряла сестру, стала слугой бога Бельзе...Бульниверза... Бунивельза... И сама говорит, что не считает уже себя человеком после такого. Вот это работает!


II. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
Как я писал, Фанг и Ванилла больше подходили на роль главных героев Final Fantasy XIII, чем Лайтнинг. Здесь Фанг хоть и крута по-прежнему, но не настолько, чтобы затмить собой образ главной героини. Вокруг Ваниллы фактически вращается сюжет, но она здесь в некотором роде даже выступает антагонистом, и именно поэтому Лайтнинг остаётся на первом плане.

Даже Ноэль, высосанный из пальца новый персонаж для XIII-2, находит здесь своё место. В предыдущей серии он был главным героем, фактически вся игра была о нём. И при этом она не смогла передать его тоску по погибшей Юл. Она смогла передать его любовь к новому воплощению Юл - Сере. Которой он в конце просто позволил погибнуть. Pussy... В Lightning Returns ему отведено 10-12 строк. И этого вдруг почему-то хватило, чтобы раскрыть персонажа!

А Люмина - так вообще в моём личном топе персонажей второго плана претендует на второе место, после Чеширского Кота.

Единственный, к кому у меня есть претензии, это по-прежнему ХОУП. По-моему, единственный в этой части персонаж, высосанный из пальца, которого вполне мог заменить КТО УГОДНО, даже Мог, купо. Спойлер: что он показательно и делает в последний день.

III. ГЕЙМПЛЕЙ
Не помню, говорил я или нет, но вторая часть в плане играбельности мне понравилась чуть больше, чем первая. Поэтому здесь прогресс в лучшую сторону меня нисколько не удивил.
Может быть потому, что разработчики изначально перестали позиционировать эту игру, как RPG? Было заявлено, что это скорее экшн типа Hack'n'Slash. Или Action RPG. Ok, я вроде как не против. Правда теперь должен вставить своё возражение: в Lightning Returns гораздо больше элементов RPG, чем в Final Fantasy XIII, при том что у героя даже нет XP!
Это скользкий вопрос. Если, например, вы согласны с утверждением, что Legend Of Zelda это ролевая игра, то и Lightning Returns примерно такая же. Если вы не согласны с этим утверждением, что ж, я тоже сомневаюсь и предпочитаю называть её Action-Adventure.

Единственное, чего всё-таки не хватило, это опять челленджа. Его чуть-чуть больше, чем в XIII-2, но всё равно до смешного мало. 66 сайд квестов и 83 квеста с Доски Молитв - это конечно много, и я не ставил даже перед собой задачу пройти вообще всё (на это ведь даже ачивки нет), однако за одно прохождение я не особо напрягаясь прошёл все, кроме ДВУХ, в доказательство привожу скриншот:


Это моё первое прохождение, 12 день, 7 часов утра. 83 Canvas of Prayers - то есть все. 62 Side Quests, как видите, потому что два не выполнены: What Rough Beast Slouches - это Аэронит, к которому лучше прийти в New Game+, и Last One Standing - это уничтожить ВООБЩЕ ВСЕХ последних монстров, что за одно прохождение сделать невозможно. Если только вы каким-то образом успеете за отведённое время убить 65535 Meonekton, лол. А даже если успеете - всё равно есть ещё три монстра, появляющиеся только в последний день, лол, купо.
Ещё два квеста у меня провалены, один обязательно надо было провалить (про дневник Ронульфа), а второй случайно, к сожалению, у меня Луиза погибла (The Girl Who Cried Wolf).

IV. ИДЕЯ
Мир, которому через N-ное число дней придёт Армагедец(TM), и время до неизбежного конца неумолимо идёт вперёд, а нам надо сделать что-то, чтобы остановить или отсрочить сие. К сожалению, идея не нова:


Но. Здесь мы имеем дело с "правильным плагиатом". Когда украсть чужую идею можно, если только ты добавишь в неё что-то новое и что-то оригинальное.
В отличие от Majora's Mask, где нам дают меньше дней, но бесконечное число попыток, в Lightning Returns надо успеть всё за 13 дней. Правда (насколько я понял), даже если будет Game Over (если мы не успели сделать всё за 13 дней), можно начать New Game+, в которой сохраняются все шмотки, все деньги и все умения. Но должен сказать, надо очень сильно тупить или специально забивать на Main Quest, чтобы не уложиться в 13 дней. Мне с первого раза на сложности Normal вполне хватило семи.



V. АТМОСФЕРА
После чересчур пафосного вступления, которое, видимо, сделано было, чтобы не отпугнуть школьников, которым понравились первые две игры, мы попадаем в Люксерион, и я говорю - вау! После нескольких вступительных квестов нам открывают доступ к поездам, мы попадаем в Юснаан, и я говорю - вау!
Хотя Люксерион мне понравился больше, Юснаан очень хорошо дополняет его, создаёт контраст. Город, ждущий конца света, управляемый религией, тихий, смиренный, весь город ощущается, как одна большая церковь. И город, проживающий каждый день как последний, здесь на каждом шагу кафе и рестораны, здесь всегда праздник и повсюду шоу, а каждый час здесь отбивают соответствующим количеством залпов фейерверков. (Пожалуй, единственное, что осталось в игре от Диснея.)
Собственно, интерпретация рая и ада, как они есть. Символика, блин!

Вообще, игра о людях. Не просто о борьбе с каким-нибудь шаблонным королём тираном или древним злым богом, угрожающим уничтожить мир, а о простых людях. Такие появляются редко, и даже когда появляются, почему-то остаются незамеченными большинством.



VI. ОБЪЯСНЕНИЕ
Если вы прочитали два моих предыдущих обзора, то заметили - я дважды задался одними и теми же вопросами по сюжету. В частности: кто же такие fal'Cie, откуда они взялись и чего они добивались? Вот:


Один абзац. 42 слова. 42! Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Почему нельзя было впихнуть это в две предыдущие игры? Или они только к последней придумали этот вариант?
Ещё один аргумент в пользу того, что первые две части бесполезны, а эта самодостаточна. Благодаря первым двум у неё теперь богатая история и богатый лор. С учётом того, что временные интервалы между частями составляют 500 лет, эта игра, пожалуй, имеет самый богатый лор среди вообще всех Final Fantasy (не считая онлайновых).

VII. СВОБОДА
Первая часть была абсолютно линейна до достижения 11 главы, в которой делать, по большому счёту, нечего. Во второй было несколько развилок, но всё равно она оставалась линейной, и большая часть способностей была закрыта до достижения определённой главы.
В Lightning Returns по-настоящему открытый мир. После небольшого вступления мы можем хоть сразу ехать в Dead Dunes. Пусть монстры там ещё слишком сильные для нашего текущего снаряжения, зато есть возможность выбить дебаффы, которые сильно помогают в битвах с боссами.
Даже основной сюжет не обязательно проходить последовательно - все пять глав в пяти разных локациях открыты сразу! Единственное условие: до 13 дня надо выполнить их все.

Есть в этой игре и просторные локации, и хотя они вряд ли крупнее, чем Gran Pulse, они КАЖУТСЯ крупнее. Потому что насыщены людьми и событиями. А когда открываешь мосты между континентами на девятый день, удивляешься тому, что этот мир вообще бесшовный! Да, с третьей попытки они всё-таки это сделали.

VIII. ПОДЗЕМЕЛЬЕ
Хоть оно тут всего одно, но какое!
(Да, я не учитываю здесь дворец в Юснаане и дворец Этро, потому что они более-менее линейны.)
Во-первых, это на один больше, чем в предыдущих играх.
Во-вторых, настоящее подземелье - под землёй. Прямо как в былые времена: бегаешь по поверхности, бьёшь мелких мобов, а если захочешь неприятностей на свою осири - милости просим в данж.
Многоуровневый лабиринт, со сложной системой дверей, открывающихся и закрывающихся каждый час игрового времени, плюс несколько дверей открывающихся специальными, ну, назовём их рычагами, и ещё несколько дверей, открывающихся специальными ключами. Вот могут ведь, когда захотят. Я всегда говорю: что они городят - в Doom было три цветных двери и три ключа, и всё! Не сложно же?

IX. ОТСУТСТВИЕ ВСЕГО ТОГО, ЧТО РАЗДРАЖАЛО В ПРЕДЫДУЩИХ ИГРАХ
Отсутствие QTE, отсутствие казино, отсутствие гонок на чокобо, отсутствие РЕГЕНА, отсутствие вообще казуальщины, по крайней мере на сложности Normal. Вообще, должен сказать, последнее время в играх Normal Mode - это Easy Mode, а Hard Mode - это Normal Mode, а Easy Mode - это Laughably Stupid. В Lightning Returns сложность Normal - это сложность Normal.

ОТСУТСТВИЕ ДИКО РАЗДРАЖАЮЩИХ ПЕРСОНАЖЕЙ


Как я уже написал, только Хоуп меня по-прежнему бесит. Хоуп не замолкает в этой игре, кажется, ни на минуту. Но его базар как-то ещё можно фильтровать. И надо отдать должное, иногда он всё же даёт игроку полезные советы.

Но, так и быть, оправдаю даже Хоупа в этой игре.
Понимаете, разработчики вычленили тупые линейные локации, тупую боевую систему в стиле "нажми X чтобы победить", тупые квесты в духе "пройди 50 метров чтобы посмотреть очередную кат-сцену" и реген, поэтому, чтобы маленькие детишки не расплакались при прохождении столь СЛОЖНОЙ игры, их непрерывно сопровождает голос, подсказывая куда идти дальше.
И, да, я знаю, что игра в Европах имеет рейтинг 16+. Ибо трусики. Вам ни в коем случае нельзя смотреть на женские трусики до 16 лет! Даже девочкам. Поэтому родители, которые водят своих несовершеннолетних детей на пляжи - плохие родители!

X. МОРАЛЬ
Рассуждения о смысле жизни и, даже больше, о смысле смерти.
Реально, играя в эту игру, начинаешь ощущать себя на месте человека, которому осталось жить не больше двух недель. (Если хоть немного сопереживать героям.) По-другому смотришь на прожитую жизнь. Переоценка ценностей, так сказать. Хотя здесь визуально никак не отражается неумолимо приближающийся конец света, в отличие от Majora's Mask, Lightning Returns берёт немного другим. Можно сказать, что это уже пост-апокалипсис, так как неким "концом света" уже закончилась Final Fantasy XIII-2: Кайус высвободил Хаос, в результате чего все люди перестали стареть. ВНЕЗАПНО! И рождаться тоже. Так живут они вот уже пятьсот лет - они не хотят отменить конец света, они не хотят отсрочить его, они хотят уже наконец-то сдохнуть.


А Лайтнинг посылают собрать их души, чтобы возродить их в новом мире. Но не просто собрать - а отобрать те души, в которых после 500-летнего застоя не умерла надежда. Однако Лайтнинг поступает иначе, она помогает людям вернуть надежду в души, даже в преддверии конца света.

Отдельного упоминания заслуживает квест о девочке, продававшей свои слёзы.


XI. ПРОДВИНУТАЯ РОЛЕВАЯ СИСТЕМА ПРИ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛНОМ ЕЁ ОТСУТСТВИИ
На протяжении многих лет создатели JRPG, и сериала Final Fantasy в частности, всё упрощали и упрощали систему: сократили количество статов, упразднили классы, уменьшили число слотов брони до одного. И как последний гвоздь в крышку гроба - в Lightning Returns героиню лишают опыта и уровней. Казалось бы, игра перестала быть RPG таким образом и стала обычным экшеном. Но не тут-то было! В этой игре оказывается больше настраиваемых характеристик, чем в нескольких предыдущих. Умения можно улучшать, оружие можно улучшать (начиная с New Game+) и броню можно улучшать. Грубо говоря, мы получили Monster Hunter от Square Enix. Да, конечно, этой игре очень далеко ещё до "монхана", но есть тенденция в этом направлении.


XII. СИСТЕМА "ГАРБОВ" (НАРЯДОВ)
Хотя это большое упрощение, и я в прошлый раз критиковал, что Лайтнинг используют как модель для коллекции одежды Lois Vitton, в принципе, система нарядов в этой игре меня устраивает. Обычно в JRPG, когда надевалась новая броня, моделька персонажа оставалась прежней, и мы не придавали этому большого значения. Ну, то есть как, придавали, конечно. Это не очень удобно, когда не видно, что на персонаже надето, но это можно потерпеть. Тем более в такой концепции, когда надо показывать, от каких элементов или вредных статусов защищает конкретная броня. Как это показать? Да, в общем-то, никак, разве что цветом. Поэтому можно было и не придираться к одинаковой модельке.
Но Lightning Returns задрала планку для всех будущих ролёвок, и теперь я буду ставить всем её в пример. Прежде всего, если у нас всего одна главная героиня, то просто грех ей не сделать три-четыре альтернативных костюма. Даже в Assassin's Creed есть несколько альтернативных костюмов! А уж для девушки их в идеале должно быть не меньше десятка.
В LR различных костюмов по некоторым данным 63, включая DLC. Причём они носят не только косметический характер, но играют чуть ли не первостепенную роль в геймплее. В каждом гарбе зашито одно или два умения, зачастую уникальных, а также различные бонусы к статам и дополнительные перки.

Единственный недостаток здесь - чудовищный дисбаланс. Большинство нарядов не надеваются никогда, так как на раннем этапе игры имеют уже лучшую альтернативу. И судя по видео, у большинства игроков идеальный набор сводится к Cyber Jumpsuit, в связке с Ghostly Hood и Guard Glove дающему 100% защиту от физических атак, и Soldier of Piece с уникальной атакой Artemis Arrow - Heavy Slash, который игнорирует показатель защиты противника. Третий гарб выбирается по ситуации.

*
Прежде, чем я подведу итог, хотелось бы всё же рассказать о том, что мне НЕ понравилось в этой игре. Хотелось бы рассказать, да затрудняюсь.
Однообразная боёвка, уже на четвёртый-пятый день становится рутиной, а в New Game+ превращаются в стандартную схему "нажми X чтобы победить".
Некоторые квесты очень глупые, но таких мало. Многие заставляют просто бегать от одного NPC к другому, которые находятся в разных частях города, а то и в разных городах. А ведь в этом мире существуют телефоны!
Хотя есть пара сцен, которые заставят и посмеяться, и прослезиться, сюжет в целом штампованный. Это всё было уже 100500 раз, и в плане истории ничем не удивили. Совершенно отдельной статьи заслуживает психолого-философское исследование - почему в современных видеоиграх так стремятся убить бога?
И вообще, идею о пересоздании мира они, очевидно, украли у Xenoblade Chronicles. Хорошая попытка, Square Enix, но Xenoblade Chronicles всё равно лучше.

XIII. КОНЦОВКА
В принципе, если смотреть на вещи глобально, как я это делаю, то концовка этой игры ничем не отличается от концовки первой части трилогии. И точно так же можно, наплевав на предыдущую работу, сказать, что Сере всё это приснилось, что не было у неё никакой сестры никогда, и поставить на конвейер Final Fantasy XIII-4, Final Fantasy XIII-5 и т.д. (На что вроде даже был намёк.)

Final Fantasy XIII была игрой средней. Слабый сюжет, смысл которого становится ясен только после просмотра двух последующих частей. Скучный геймплей, слишком линейный, - по большому счёту, полное его, геймплея, отсутствие. Но довольно красочное повествование и, ох, ладно, яркие запоминающиеся персонажи. Не считая Хоупа.
Если бы Final Fantasy XIII-2 не была таким унылым говном, это могла бы быть Великая трилогия игр. Мало таких серий, в которых три части были бы выполнены одинаково хорошо. А если бы ещё их слепить вместе в одну игру, выбросив всё лишнее, то она могла бы даже потягаться с Final Fantasy VII.
Прохождение Lightning Returns: Final Fantasy XIII заняло приличное количество часов (50+), не показалось затянутым или нарочно повторяющимся и оставило после себя, в основном, приятные впечатления. Даже жаль, что эта оценка сугубо субъективная, ведь очень многим эта часть как раз меньше всего понравилась. А то можно было бы приводить её в качестве примера хорошего сочетания дизайна, сценария и глубокой атмосферы.