Причиной моего повышенного интереса к Pac-Man является его 35-летний юбилей, который состоялся в мае этого года. Как говорится, заранее не поздравляют, но позже можно.
(В основном, копипаста с Википедии.)
- Игра была разработана сотрудником Namco Тору Иватани за восемнадцать месяцев.
К сожалению, адекватной информации о том, сколько ещё человек было в его подчинении, я не нашёл. В одном источнике говорится, что трое, в другом — девять.
- Иватани поставил своей целью привлечь в игровые залы женский пол, так как существовавшие в то время гонки и стрелялки были, в основном, ориентированы на мальчиков. В чём он в итоге преуспел.
- Тору Иватани сделал после этого ещё несколько игр, но ни одна из них не стала более популярной, чем Pac-Man. Более того, за внезапный успех Pac-Man, Тору Иватани (и команда) не получил никакой премии (это не было оговорено в контракте).
Однако в карьере Иватани существует гоночный симулятор Pole Position, который также повлиял на индустрию в целом, но об этом как-нибудь в другой раз.
- В оригинале игра называлась パックマン [пакку-ман], от японского выражения «паку-паку», которым описывают звук открытия и закрытия рта, то есть что-то вроде «чавк-чавк».
- Для экспорта на американский рынок игру назвали PUCK MAN.
Предполагается, что такое название происходит от «hockey puck» — хоккейной шайбы. Потому что Пакман похож на шайбу. Тоже круглый.
Знаю, тупо.
- В США выпуском игры занялась компания Midway (да, та самая Midway, известная нам по Mortal Kombat и Killer Instinct), но столкнулась с проблемой. Латинскую букву P довольно легко изменить на F. Совместным решением издателя и разработчика название игры было изменено на «Pac-Man».
- В 1982 году Midway выпустила аркадные автоматы Ms.Pac-Man с некоторыми нововведениями к оригинальному геймплею. Игра приобрела бешеную популярность и превзошла даже Pac-Man, в результате чего Namco зарегистрировала игру как официальный сиквел.
- Согласно начальной задумке, игра была бесконечной: после 255 уровня герой попадал на первый уровень, но привидения продолжали вести себя как на высоких уровнях. Однако из-за ошибки переполнения 256-й уровень наполовину состоял из случайных символов и не мог быть пройден, так как количество точек на экране было меньше необходимого для завершения. После поедания всех точек персонаж оставался один на один в пустом лабиринте с привидениями, выхода с уровня не было. Этот уровень получил название «Слепой сектор» (или «Последний уровень»).
- Аркадная машина Pac-Man использовала центральный процессор Zilog Z80, который до конца 1980-х применялся чуть ли не во всех домашних компьютерах.
Странно только, как порты на компьютеры, использовавшие Z80, оказались хуже по качеству, чем оригинальная аркада. :/
- Аркадные машины с игрой Pac-Man оказались самыми приобретаемыми по всему миру, их число достигло 293 822. Этот рекорд был зарегистрирован в 2005 году и отмечен в издании Guinness World Records: Gamer’s Edition 2008.
- Вообще, Pac-Man заработал восемь наград в Книге Рекордов Гиннесса. Одна из них — самый узнаваемый игровой персонаж.
- Пакман получил 6 место в списке пятидесяти лучших персонажей видеоигр по версии книги рекордов Гиннесса.
- Pac-Man стала первой игрой того времени, персонажи которой имели имена и отличались собственным поведением:
Блинки (Blinky) — красное привидение. Оригинальное японское название «Оикакэ» (яп. 追いかけ, «преследователь»). В режиме преследования использует в качестве цели точку, в которой находится Пакман.
Пинки (Pinky) — розовое привидение. Оригинальное японское название «Матибусэ» (яп. 待ち伏せ, «сидящий в засаде»). В качестве цели использует точку, находящуюся на 4 клетки впереди Пакмана (кроме случая движения вверх, когда в качестве цели используется точка, отстоящая на 4 клетки вверх и на 4 влево от Пакмана). Предполагается, что вместе с Блинки такое поведение будет блокировать Пакманa, поскольку Блинки преследует сзади, а Пинки стремится оказаться перед Пакманом.
Инки (Inky) — голубое привидение. Оригинальное японское название «Кимагурэ» (яп. 気まぐれ, «капризный»). Использует самый сложный алгоритм преследования: для определения направления движения строится отрезок, один из концов которого определяется положением Блинки, а середина находится на 2 клетки перед Пакманом. Второй конец отрезка — искомая целевая точка. Получившуюся точку очень тяжело предсказать, поэтому Инки считается самым опасным привидением.
Клайд (Clyde) — оранжевое привидение. Оригинальное японское название «Отобокэ» (яп. お惚け, «притворяющийся дураком»). Если Клайд находится дальше 9 клеток от Пакманa, то он использует в качестве цели Пакманa (как Блинки), если ближе 9 клеток, то меняет цель на точку «ниже» правого нижнего угла.
- Большая белая точка называется Energizer (энерджайзер).
Я встречал современные клоны, в которых Пакман, съев энерджайзер, начинал ещё и стрелять. ^_^
Один из первых портов на домашние консоли — Pac-Man для Atari 2600 — по сей день считается худшим когда-либо выпущенным портом видеоигры. Огромное количество картриджей с этой игрой и E.T. отвезли на полигон Аламогордо, сбросили в яму и залили цементом.
Точки были заменены на штришки и названы вафлями (wafers). Сделано это было (не поверите) с целью экономии памяти — здесь для «точек» используется тот же спрайт, что и для стенок лабиринта.
У Atari 2600 было всего 128 БИТ (да, бит) RAM.
Чтобы воспроизвести анимацию Пакмана и поедания вафель, бедная Atari 2600 должна перерисовывать весь лабиринт, исключая уже съеденные вафли.
С привидениями ещё хуже. В каждом кадре отрисовывается только одно привидение. Так как их четыре, то каждое привидение отрисовывается только в каждом четвёртом кадре. Однако есть особенность ЭЛТ-телевизоров (вы ещё помните такие?) — изображение не успевает погаснуть за четыре кадра. Кроме того, человеческий глаз якобы не должен успевать заметить изменение. Тем не менее, привидения в этой версии МЕРЦАЮТ.
Ну и ладно, они ж привидения!
Другие порты, хоть и были больше похожи на версию Atari, нежели на оригинал, были вполне играбельными. Вот прикольное видео в котором сравниваются 19 портов Pac-Man разных лет:
https://youtu.be/d4EeF_nM0iY
В честь 30-летия Google сделала так называемый дудл, в котором можно поиграть в почти оригинальный Pac-Man. Дудл был сохранён и доступен по ссылке:
https://www.google.com/doodles/30th-anniversary-of-pac-man
- Любой скриншот игры, который вы найдёте сегодня в интернете «весит» больше, чем сама игра.
- Фильм "Пиксели" — говно.
Даже Тору Иватани в этом фильме не настоящий. Его играет канадский актёр Дэнис Акияма.
(В основном, копипаста с Википедии.)
- Игра была разработана сотрудником Namco Тору Иватани за восемнадцать месяцев.
К сожалению, адекватной информации о том, сколько ещё человек было в его подчинении, я не нашёл. В одном источнике говорится, что трое, в другом — девять.
- Иватани поставил своей целью привлечь в игровые залы женский пол, так как существовавшие в то время гонки и стрелялки были, в основном, ориентированы на мальчиков. В чём он в итоге преуспел.
- Тору Иватани сделал после этого ещё несколько игр, но ни одна из них не стала более популярной, чем Pac-Man. Более того, за внезапный успех Pac-Man, Тору Иватани (и команда) не получил никакой премии (это не было оговорено в контракте).
Однако в карьере Иватани существует гоночный симулятор Pole Position, который также повлиял на индустрию в целом, но об этом как-нибудь в другой раз.
- В оригинале игра называлась パックマン [пакку-ман], от японского выражения «паку-паку», которым описывают звук открытия и закрытия рта, то есть что-то вроде «чавк-чавк».
- Для экспорта на американский рынок игру назвали PUCK MAN.
Предполагается, что такое название происходит от «hockey puck» — хоккейной шайбы. Потому что Пакман похож на шайбу. Тоже круглый.
Знаю, тупо.
- В США выпуском игры занялась компания Midway (да, та самая Midway, известная нам по Mortal Kombat и Killer Instinct), но столкнулась с проблемой. Латинскую букву P довольно легко изменить на F. Совместным решением издателя и разработчика название игры было изменено на «Pac-Man».
- В 1982 году Midway выпустила аркадные автоматы Ms.Pac-Man с некоторыми нововведениями к оригинальному геймплею. Игра приобрела бешеную популярность и превзошла даже Pac-Man, в результате чего Namco зарегистрировала игру как официальный сиквел.
- Согласно начальной задумке, игра была бесконечной: после 255 уровня герой попадал на первый уровень, но привидения продолжали вести себя как на высоких уровнях. Однако из-за ошибки переполнения 256-й уровень наполовину состоял из случайных символов и не мог быть пройден, так как количество точек на экране было меньше необходимого для завершения. После поедания всех точек персонаж оставался один на один в пустом лабиринте с привидениями, выхода с уровня не было. Этот уровень получил название «Слепой сектор» (или «Последний уровень»).
- Аркадная машина Pac-Man использовала центральный процессор Zilog Z80, который до конца 1980-х применялся чуть ли не во всех домашних компьютерах.
Странно только, как порты на компьютеры, использовавшие Z80, оказались хуже по качеству, чем оригинальная аркада. :/
- Аркадные машины с игрой Pac-Man оказались самыми приобретаемыми по всему миру, их число достигло 293 822. Этот рекорд был зарегистрирован в 2005 году и отмечен в издании Guinness World Records: Gamer’s Edition 2008.
- Вообще, Pac-Man заработал восемь наград в Книге Рекордов Гиннесса. Одна из них — самый узнаваемый игровой персонаж.
- Пакман получил 6 место в списке пятидесяти лучших персонажей видеоигр по версии книги рекордов Гиннесса.
- Pac-Man стала первой игрой того времени, персонажи которой имели имена и отличались собственным поведением:
Блинки (Blinky) — красное привидение. Оригинальное японское название «Оикакэ» (яп. 追いかけ, «преследователь»). В режиме преследования использует в качестве цели точку, в которой находится Пакман.
Пинки (Pinky) — розовое привидение. Оригинальное японское название «Матибусэ» (яп. 待ち伏せ, «сидящий в засаде»). В качестве цели использует точку, находящуюся на 4 клетки впереди Пакмана (кроме случая движения вверх, когда в качестве цели используется точка, отстоящая на 4 клетки вверх и на 4 влево от Пакмана). Предполагается, что вместе с Блинки такое поведение будет блокировать Пакманa, поскольку Блинки преследует сзади, а Пинки стремится оказаться перед Пакманом.
Инки (Inky) — голубое привидение. Оригинальное японское название «Кимагурэ» (яп. 気まぐれ, «капризный»). Использует самый сложный алгоритм преследования: для определения направления движения строится отрезок, один из концов которого определяется положением Блинки, а середина находится на 2 клетки перед Пакманом. Второй конец отрезка — искомая целевая точка. Получившуюся точку очень тяжело предсказать, поэтому Инки считается самым опасным привидением.
Клайд (Clyde) — оранжевое привидение. Оригинальное японское название «Отобокэ» (яп. お惚け, «притворяющийся дураком»). Если Клайд находится дальше 9 клеток от Пакманa, то он использует в качестве цели Пакманa (как Блинки), если ближе 9 клеток, то меняет цель на точку «ниже» правого нижнего угла.
- Большая белая точка называется Energizer (энерджайзер).
Я встречал современные клоны, в которых Пакман, съев энерджайзер, начинал ещё и стрелять. ^_^
ПОРТ
Один из первых портов на домашние консоли — Pac-Man для Atari 2600 — по сей день считается худшим когда-либо выпущенным портом видеоигры. Огромное количество картриджей с этой игрой и E.T. отвезли на полигон Аламогордо, сбросили в яму и залили цементом.
Точки были заменены на штришки и названы вафлями (wafers). Сделано это было (не поверите) с целью экономии памяти — здесь для «точек» используется тот же спрайт, что и для стенок лабиринта.
У Atari 2600 было всего 128 БИТ (да, бит) RAM.
Чтобы воспроизвести анимацию Пакмана и поедания вафель, бедная Atari 2600 должна перерисовывать весь лабиринт, исключая уже съеденные вафли.
С привидениями ещё хуже. В каждом кадре отрисовывается только одно привидение. Так как их четыре, то каждое привидение отрисовывается только в каждом четвёртом кадре. Однако есть особенность ЭЛТ-телевизоров (вы ещё помните такие?) — изображение не успевает погаснуть за четыре кадра. Кроме того, человеческий глаз якобы не должен успевать заметить изменение. Тем не менее, привидения в этой версии МЕРЦАЮТ.
Ну и ладно, они ж привидения!
Другие порты, хоть и были больше похожи на версию Atari, нежели на оригинал, были вполне играбельными. Вот прикольное видео в котором сравниваются 19 портов Pac-Man разных лет:
https://youtu.be/d4EeF_nM0iY
В честь 30-летия Google сделала так называемый дудл, в котором можно поиграть в почти оригинальный Pac-Man. Дудл был сохранён и доступен по ссылке:
https://www.google.com/doodles/30th-anniversary-of-pac-man
- Любой скриншот игры, который вы найдёте сегодня в интернете «весит» больше, чем сама игра.
- Фильм "Пиксели" — говно.
Даже Тору Иватани в этом фильме не настоящий. Его играет канадский актёр Дэнис Акияма.