четверг, 29 октября 2015 г.

История видеоигр: PONG

Давно мечтаю написать историю видеоигр, но не знаю с чего начать. Пробовал подходить с момента создания первых ЭВМ и первых попыток использования их не только для серьёзных вычислений, но это всё равно, что анализировать современную культуру начиная с Древнего Рима. Пробовал начинать со знакомых всем консолей третьего поколения (как я не люблю это слово, но) — Dendy. Возникает вопрос, а где же первые два?
То есть, с какого момента видеоигры стали видеоиграми? Не просто смелым экспериментом, использующим новую технологическую базу, но новым массовым средством развлечения. Вот именно такой вопрос надо было поставить себе с самого начала, потому что ответ на него прост. Вот с этого:


Программист Аллан Алкорн создал Pong в 1972 году в качестве тренировки навыков, по предложению сооснователя Atari Нолана Бушнелла. Отсюда же начинается история одной из знаковых компаний в индустрии интерактивных развлечений — Atari. За десять с небольшим лет своего существования она и популяризовала абсолютно новый вид развлечений — видеоигры, и чуть его же не угробила.


А сейчас я хочу толкнуть свою теорию. Просто глядя на Pong, я вывел четыре столпа видеоигр — четыре элемента, актуальные по сей день:
1) Органы управления — интерфейс связывающий пользователя и игру — КОНТРОЛЛЕР.
2) Элемент на экране, которым игрок может непосредственно управлять с помощью органов управления.
Чаще всего это игровой персонаж (Player Character), кстати ракетку в Понге реально называют Character.
Но, чтобы привязать термин, давайте назовём его СУБЪЕКТОМ.
3) Элементы на экране, на которые игрок может воздействовать косвенно.
Аналогично (2) назовём их ОБЪЕКТАМИ.
4) ЦЕЛЬ (и как следствие из этой цели — счёт — вознаграждение)

Смотрите. Pong основан на (настольном) теннисе. Те же элементы в реальном теннисе:
2) Субъект — ракетка — её мы держим непосредственно в своих руках.
3) Объект — мячик — его нельзя трогать ничем, кроме ракетки, то есть мы можем воздействовать на него только косвенно.
4) Цель — отбивать мячик в сторону соперника.

Таким образом мы перенесли элементы игры из реального мира внутрь телевизора или монитора, оставив для себя только органы управления.


Является ли Pong первой в мире видеоигрой? Нет.
Однозначно, Pong стала первой коммерчески успешной аркадой, но до неё была уже Computer Space.
Первой в мире видеоигрой иногда считают Tennis for Two, в которую Уильям Хигинботам и Роберт Дворжак играли в 1958 году на экране осциллографа(sic!). Да, это был теннис, но он ещё не был похож на Pong — там вид был как бы сбоку, а в Pong сверху. Но, тем не менее, теннис, что очень символично.
Более того, сам Pong был подсмотрен у Magnavox Odyssey, что привело к судебному иску против Atari. Но это уже другая история.

Ещё одна интересная мысль пришла мне в голову. Менее чем за полувековую историю видеоигры приобрели две теории происхождения, подозрительно напоминающие человеческие:

Либо они эволюционировали из простейших:


Либо были созданы Б-гом:


(Да, я теперь не могу написать пост, не отвесив очередную шутку про Кодзиму.)

Pong не была первой видеоигрой, не была первой аркадной игрой, и даже не первой попыткой создать виртуальный симулятор тенниса. Но именно Pong популяризовал такое новое явление как видеоигры, начав их стремительное распространение и развитие, поэтому с неё, я считаю, и следует вести отсчёт истории видеоигр.