пятница, 31 мая 2019 г.

Обзор Tales of Zestiria

Месяц назад решил ваш покорный слуга податься в игрожуры, написал и отправил рецензию в Игроманию. Но либо им что-то не понравилось, либо в настоящий момент авторы не требуются. Так что, чтоб не пропадать добру, опубликую её здесь.

Также напомню, что на моём YouTube-канале есть запись стримов, где я полностью прошёл (сюжет) данную игру, милости просим:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLvoEYyWkJINmXYSUGNqszH2WPsIUzo-Ye



Пока игры серии Final Fantasy, популяризовавшие когда-то жанр jRPG на Западе, экспериментируют с жанром или пытаются вовсе вывести серию из разряда RPG, серия Tales от Bandai Namco остаётся верна традициям. Это наиболее типичный представитель японских ролёвок с упором на сюжет, исследование многоуровневых подземелий и бесконечный гринд на опыт и снаряжение.

Сказания Зестирии рассказывают нам о мальчике по имени Сорей, который вырос в деревне серафимов — невидимых простым людям существ, владеющих магией. (Я считаю, что его имя в действительности должно писаться как Солей, от французского soleil — «солнечный», но оставлю то, которое есть в русской локализации.) Исследуя древние руины со своим другом-серафимом, он встречает леди-рыцаря по имени Алиша. По её просьбе он отправляется в Озёрный Град, где обнаруживает, что жители города находятся под контролем монстров-хеллионов, также невидимых простым людям. По легенде, лишь избранный воин, который вытащит волшебный меч из камня и заключит контракт с серафимом-хранителем, станет легендарным Пастырем, который защитит человечество от сил зла. И угадайте, кто этот избранный?


Вы могли подумать, что это пересказ Legend of Zelda, но не тут-то было! В сюжете Tales of Zestiria используется редкая схема, когда герой не меняет свои мировоззрения в силу обстоятельств, а наоборот, проверяет свои идеалы на стойкость к внешним воздействиям. Люди здесь нарекают героя колдуном и монстром и начинают гнать и всячески травить его. Вот это что-то новенькое! Политики используют Пастыря как козырную карту в своих интригах, а затем и вовсе принуждают выиграть для них войну с соседним государством. Сорей пытается убедить их, что над миром нависла угроза гораздо крупнее вашей междоусобицы, но никто не желает его слушать.

И вот, на каждом шагу мы сталкиваемся с тяжёлым моральным выбором. Имеем ли мы право вмешиваться в дела смертных? Правильно ли будет убить грязного политика, развязавшего кровопролитную войну ради личной выгоды? Тут вам и серафим, который перешёл на сторону зла, потому что искренне считает, что людей надо стереть с лица земли, и так будет лучше. Тут вам и серафим, который убивает других серафимов, чтобы те не превратились случайно в драконов, поглотив слишком много зла. Всё это происходит на фоне простых людей, не ведающих, что вокруг творится. Иногда приходится принести кого-то в жертву, ради спасения многих, а иногда приходится принести в жертву самого себя. И всякий раз мы переживаем за судьбы героев больше, чем за свою собственную.

Представление оформлено в красочных анимационных роликах. Я удивляюсь в который раз, как японцы делают такие плавные анимации, в то время как у западных студий выходят механические куклы даже с захватом движений. Большинство кат-сцен выглядит даже лучше, чем собственно аниме, снятое по мотивам этой игры. Но, к сожалению, это определяет игру, как очень нишевую — для любителей большеглазых большегрудых девочек с писклявыми голосами, хотя их тут и не так уж много. Зато те, кто не брезгует японской художественной стилистикой, будут в полном восторге от местных персонажей.

Всё, как мы любим: каждый герой здесь имеет уникальный, хорошо прописанный характер, его особенности и недостатки использованы в сюжете и выстреливают в нужный момент. Взаимодействия персонажей друг с другом — это то, что как раз и продвигает сюжет, а для более глубокого знакомства с миром и его героями существуют ещё дополнительные сценки.


Отличительной особенностью серии является боевая система, которую сами создатели окрестили Linear Motion Battle System. В отличие от большинства японских ролёвок с пошаговой или active time боёвкой, боёвка Tales больше напоминает слэшер. При столкновении с монстром небольшая область на карте ограничивается стенкой и превращается в поле боя. В бою участвует до четырёх персонажей, но игрок при этом может управлять только одним. Здесь надо складывать разные приёмы в длинное комбо, которое будет как можно дольше держать противника в стане.

Приёмов три вида, и они действуют по принципу «камня-ножниц-бумаги»: боевые приёмы прерывают приёмы серафима, но слабы против тайных приёмов, приёмы серафима прерывают тайные приёмы, но слабы против боевых, а тайные приёмы прерывают боевые, но слабы против приёмов серафима. Пастырь также может сливаться с одним из серафимов, увеличивая свою силу и получая доступ к мощным стихийным атакам. Набор атак ограничен персонажем: люди используют только боевые и тайные приёмы, серафимы только боевые и приёмы серафимов, а в слиянии можно применять только тайные и приёмы серафимов. Не забывайте, что есть ещё стихийный урон у некоторых атак, а также возможность накладывать баффы и дебаффы. И это лишь верхушка айсберга.

Правда, всё это новичку или простому любителю, играющему ради сюжета, скорее всего, не пригодится. Для таких игроков есть опции автоматического и полуавтоматического боя. Уровень сложности меняется в любой момент из меню и влияет лишь на количество получаемого в бою опыта и шанс выпадения редких предметов из монстров. Для тех же, кто любит играть на максимальном уровне сложности, в мире заботливо расставлены каменные монолиты с подсказками о тонкостях боевой системы. Они подают всю эту тонну информации порционно, по мере того, как появляются новые виды врагов с новыми хитростями.

Здесь есть уровни буквально у всего: у героев есть уровни, у оружия и снаряжения есть уровни, у магазинов есть уровни, даже у серафимов-хранителей есть уровни, которые влияют на постоянный бафф в локации. Однако гриндить просто так на уровни или на лучшее снаряжение вам не придётся: опыта за победу над боссами и за завершение квестов вполне хватает на продвижение по сюжету. Крутого меча, который надо крафтить из четырёх ультраредких предметов, выпадающих из секретных боссов, здесь тоже нет — хватает прокачки обычного оружия, продающегося в магазине. Опциональных суперсильных монстров, за которыми можно пойти по завершению основного сюжета здесь — раз, два и обчёлся. Для достижения заоблачных высот есть опция «Новая Игра +». Даже один из трофеев предлагает такой выбор: победить главного босса с первой попытки на самой высокой сложности или же на любой сложности, но на пятом(!) перепрохождении.

Несмотря на то, что игра создавалась, прежде всего, для паст-ген консоли, местами движок выдаёт удивительно сочную картинку. Локации радуют разнообразием: есть и дремучие леса, и непроходимые болота, и крепкие средневековые замки, и хлебные поля с колосящейся пшеницей, и холодные кристаллические пещеры, и знойные пустыни. Каждая локация сравнительно большая и наполнена сундуками и прочими активными элементами. За всю игру ни разу не возникало ощущения, что какая-то область слишком пустая. Мир, впрочем, не так огромен — при желании из одного конца карты в другой можно добежать минут за двадцать. Для ленивых между точками сохранения можно телепортироваться за золото, стоимость перемещения уменьшается, если в области есть хранитель.


Карта в игре есть, она помогает не заблудиться в лабиринтах подземелий, правда, не показывает побочные квесты и не позволяет переключаться между этажами. Есть, однако, и вторая, неочевидная карта мира, которая вызывается по нажатию R3, на которой также указаны все торговцы, трактиры и даже статистика по монстрам, но и она не показывает квесты. Более того, в игре нет даже как такового журнала квестов, хотя побочных квестов здесь не меньше десятка. О них мы узнаём из разговоров случайных горожан. Упомянутые ими локации приходится либо запоминать, либо записывать на бумажке, будто на дворе снова девяностые. Иногда наш напарник может дать подсказку по квестам, и даже больше скажу: в какой-то момент, чтобы продвинуться по сюжету, мы обязаны вступить в диалог с напарником. Но чаще его напоминалки слишком прозрачные, в духе: «Мы должны пройти все испытания», — опуская где именно их искать и сколько из них мы уже завершили. И тогда приходится снова пробегать по всем городам, коих в игре семь, в надежде, что какой-то из убитых монстров в последней пещере был нашей целью и какой-то квестовый персонаж скажет нам что-то новое.

Содержание квестов варьируется от комичных поисков «идеально круглого существа» до абсолютно трешовых сюжетов о маньяке, убивающем сирот. Как и основной сюжет игры, иногда может выжать слезу, а иногда — заставить улыбнуться. В целом, игра всячески старается быть более светлой и доброй, чем история, которую она рассказывает.

Порадовало:
красивая анимешная стилистика;
глубокий и увлекательный сюжет;
не так много гринда на опыт, как в других jRPG.

Огорчило:
слишком сложная и почти ненужная боевая система;
отсутствие адекватного квестового журнала и указателей на карте;
игра принуждает к повторному прохождению, не предлагая за него ничего ценного, кроме трофеев.

О локализации
Перевод японской игры, а тем более ролевой, на русский язык бывает у нас раз в десять лет, да ещё и выходит обычно такой кривой, что хочется после этого выучить японский и играть нормально на языке оригинала. Но только не в случае с Tales of Zestiria: если бы у нас давали награды за локализацию, то команда, переводившая эту игру, заслужила золотую медаль. Или десять.

Вердикт
Красивая и поучительная сказка, которая грамотно вставляет шаблоны, а потом рвёт их по швам. Tales of Zestiria определённо должна понравиться всем любителям классических японских RPG и не брезгующим анимешной стилистикой. Остальные просто пройдут мимо, даже не взглянув.