Как говорил Михаил Задорнов: «Если сам не знаешь, что написал, - говори, что написал эссе». И это моё эссе о текущем состоянии видеоигровой индустрии, моё мнение и предсказание.
https://youtu.be/G38BvjX2DT8
Ролик, по большому счёту, состоит из нарезки пяти трейлеров, так что его смело можно не смотреть, а просто слушать.
А для тех, кто не любит или не хочет смотреть видео, ниже приведён полный текст сочинения.
В 1983 году произошёл знаменитый "Кризис индустрии видеоигр". Но на самом деле (и об этом написано уже немало статей) это был вовсе не кризис, а так - переходный возраст. По сути, всё, что случилось - это обанкротилась Atari, и вместе с ней ушли на дно десятки разработчиков, которые были к ней привязаны. И затронуло это, по большому счёту, только Америку. В Японии, напомню, в том же году на рынок выходит Nintendo со своей оглушительно успешной Famicom, а в Европе вполне себе тихо и спокойно развивается ниша игр для бюджетных персональных компьютеров.
А вот что происходит с индустрией в 2019 году - это по-настоящему кризис, потому что затрагивает он весь мир и все платформы. И об этом я хочу сегодня поговорить.
Я отношусь к тому поколению старпёров, чей, как говорится, "нежный возраст", 14-18 лет, пришёлся на начало нулевых, а потому именно их я называю "золотый веком" игроиндустрии. Люди постарше, конечно, будут топить за Супер Марио и NES, а помоложе - будут тыкать мне в лицо Ведьмаком и Крайзисом. И со всеми я буду согласен: у каждого есть своя любимая эпоха и список любимых игр, и все эти игры будут бесспорно считаться топовыми.
Но у нас каждый год было не меньше десятка игр, которые мы могли бы рекомендовать. Из списка «Топ 10 игр, которые "КАК? ТЫ ЕЩЕ НЕ ИГРАЛ В ЭТО?!"» Кстати, хорошая идея. Напишите в комментариях, список за какой год с 2000 по 2006 вы хотели бы от меня больше увидеть. Я обещаю, что мне десяти позиций даже не хватит.
А теперь давайте взглянем, какие игры 2018 года можно назвать вот прям mustsee: God Of War, Marvel's Spider Man и Red Dead Redemption 2. ВСЁ. И взгляните, какие это игры: песочница с открытым миром, песочница с открытым миром и, не поверите, песочница с открытым миром! Ну, ещё с некоторой натяжкой Assassin's Creed: Odyssey и с поднимающейся к горлу рвотой назову Detroit: Become Human, просто потому что у меня личные предрассудки по поводу Quantic Dream и мыльного кинца, но об этом как-нибудь в другой раз.
Я нарочно не упоминаю инди, потому что об инди разговор отдельный. Сейчас как раз наблюдается тенденция вытеснения крупных ААА-проектов малобюджетными, но инновационными инди-штуками. А крупнобюджетных проектов каждый год всё меньше, и они либо похожи на штамповку, либо на говно [Anthem].
Да, в том же 2008 году мы ругали первый Uncharted за мыльное кинцо, Mass Effect за убийство жанра RPG, а франшиза Call of Duty уже тогда считалась поставленной на конвейер, но при этом я бы включил их в Топ 10, потому что, по крайней мере, один раз поиграть в них можно и получить удовольствие. Поставлю ли я Anthem в Топ 10 2018 года через десять лет? Возможно, да, но лишь только потому, что без него едва ли десять игр для топа наберётся.
А виной всему, как обычно, в нашем обществе процветающего капитализма - деньги.
Для создания видеоигры нужно набрать целую армию дизайнеров, программистов, актёров озвучки и motion capture. Это почти как снять фильм, только в десятки раз хуже.
На первой Playstation средняя стоимость разработки AAA-проекта исчислялась сотнями тысяч долларов. Грубо говоря, миллион долларов, хотя такой игры, наверно, и не было. Сегодня на разработку игры тратятся сотни миллионов долларов. Нетрудно подсчитать, что при такой тенденции, разработка ААА-проекта для Playstation 5 будет стоить всего-то пару миллиардов долларов. К слову, слетать в космос в наше время стоит дешевле!
Поэтому мы видим, как крупные студии всё больше скатываются к ремейкам и ремастерам старых своих игр (для которых можно сэкономить на разработке геймплея и сюжета), либо к многопользовательским шутерам с микротранзакциями, способным приносить стабильную прибыль компании на протяжении длительного времени.
Так что не стоит ругать разработчиков за то, что они разучились делать игры, что лишь подсовывают нам лутбоксы и считают прибыли. Увы, это тенденция экономики и нам её не избежать. Если в ближайшее время не изменят экономическую модель разработки, то ближайшие лет десять вы не увидите больше ничего, кроме батл-рояля, и, может быть, двух-трёх исключений. А потом и вовсе игры-блокбастеры исчезнут как класс, оставив нам лишь инди.
Ещё в начале этого десятилетия предрекали, что восьмое поколение консолей станет последним - после их заменят встроенные в смарт-телевизоры облачные сервисы. И вот только сейчас анонсировали Google Stadia.
Это, конечно, сильно ударит по индустрии в плане падения прибыли от продаж аппаратной части, но вряд ли Sony много потеряет, если не будет новой Playstation. А уж тем более Microsoft, которая ваяет, кстати, свой облачный сервис. Nintendo так вообще умеет продавать кусок картона за 60 баксов, так что не пропадёт.
Я бы сравнил видеоигры с дирижаблями. Мы все, надеюсь, ещё знаем, что такое дирижабли, хотя никто их никогда не видел, кроме как на картинках. Почему? Потому что последний пассажирский дирижабль поднимался в воздух 80 лет назад.
Считается, что дирижабли перестали использовать из-за того, что их накачивали горючим водородом, и падения приводили к масштабным катастрофам, но это чушь. Во-первых, в то время, когда дирижабли отменили, их уже умели заполнять вполне безопасным гелием. Во-вторых, пара катастроф была статистически незначительной величиной по сравнению с сотнями успешных перелётов. Катастрофы были лишь поводом, реальной причиной же являлся заговор американских капиталистов, производителей самолётов и авиационного топлива.
Нет, конечно же, это шутка. Я сейчас не буду разжёвывать, почему дирижабли канули в Лету, потому что это рассказ о видеоиграх.
Так вот, почему я привёл такую аналогию с видеоиграми? Я считаю, что мы живём в уникальное время, когда появилось такое новое явление, как видеоигры, и которое вскоре, возможно, исчезнет, как класс - как дирижабли. Которое будут помнить ещё сотню лет, но использовать будут лишь в редких случаях.
С другой стороны, в наше время с развитием технологий вновь появился интерес к дирижаблям, и небольшая компания в Германии даже возит туристов, а американцы разрабатывают проект стратосферного дирижабля, который в перспективе может заменить самолёты. Может быть, и видеоигры ждёт новый виток развития в начале двадцать второго века? Или, может быть, нас ждут резкие перемены уже в этом году?
Оставляйте свои мнения в комментариях.
https://youtu.be/G38BvjX2DT8
Ролик, по большому счёту, состоит из нарезки пяти трейлеров, так что его смело можно не смотреть, а просто слушать.
А для тех, кто не любит или не хочет смотреть видео, ниже приведён полный текст сочинения.
В 1983 году произошёл знаменитый "Кризис индустрии видеоигр". Но на самом деле (и об этом написано уже немало статей) это был вовсе не кризис, а так - переходный возраст. По сути, всё, что случилось - это обанкротилась Atari, и вместе с ней ушли на дно десятки разработчиков, которые были к ней привязаны. И затронуло это, по большому счёту, только Америку. В Японии, напомню, в том же году на рынок выходит Nintendo со своей оглушительно успешной Famicom, а в Европе вполне себе тихо и спокойно развивается ниша игр для бюджетных персональных компьютеров.
А вот что происходит с индустрией в 2019 году - это по-настоящему кризис, потому что затрагивает он весь мир и все платформы. И об этом я хочу сегодня поговорить.
Я отношусь к тому поколению старпёров, чей, как говорится, "нежный возраст", 14-18 лет, пришёлся на начало нулевых, а потому именно их я называю "золотый веком" игроиндустрии. Люди постарше, конечно, будут топить за Супер Марио и NES, а помоложе - будут тыкать мне в лицо Ведьмаком и Крайзисом. И со всеми я буду согласен: у каждого есть своя любимая эпоха и список любимых игр, и все эти игры будут бесспорно считаться топовыми.
Но у нас каждый год было не меньше десятка игр, которые мы могли бы рекомендовать. Из списка «Топ 10 игр, которые "КАК? ТЫ ЕЩЕ НЕ ИГРАЛ В ЭТО?!"» Кстати, хорошая идея. Напишите в комментариях, список за какой год с 2000 по 2006 вы хотели бы от меня больше увидеть. Я обещаю, что мне десяти позиций даже не хватит.
А теперь давайте взглянем, какие игры 2018 года можно назвать вот прям mustsee: God Of War, Marvel's Spider Man и Red Dead Redemption 2. ВСЁ. И взгляните, какие это игры: песочница с открытым миром, песочница с открытым миром и, не поверите, песочница с открытым миром! Ну, ещё с некоторой натяжкой Assassin's Creed: Odyssey и с поднимающейся к горлу рвотой назову Detroit: Become Human, просто потому что у меня личные предрассудки по поводу Quantic Dream и мыльного кинца, но об этом как-нибудь в другой раз.
Я нарочно не упоминаю инди, потому что об инди разговор отдельный. Сейчас как раз наблюдается тенденция вытеснения крупных ААА-проектов малобюджетными, но инновационными инди-штуками. А крупнобюджетных проектов каждый год всё меньше, и они либо похожи на штамповку, либо на говно [Anthem].
Да, в том же 2008 году мы ругали первый Uncharted за мыльное кинцо, Mass Effect за убийство жанра RPG, а франшиза Call of Duty уже тогда считалась поставленной на конвейер, но при этом я бы включил их в Топ 10, потому что, по крайней мере, один раз поиграть в них можно и получить удовольствие. Поставлю ли я Anthem в Топ 10 2018 года через десять лет? Возможно, да, но лишь только потому, что без него едва ли десять игр для топа наберётся.
А виной всему, как обычно, в нашем обществе процветающего капитализма - деньги.
Для создания видеоигры нужно набрать целую армию дизайнеров, программистов, актёров озвучки и motion capture. Это почти как снять фильм, только в десятки раз хуже.
На первой Playstation средняя стоимость разработки AAA-проекта исчислялась сотнями тысяч долларов. Грубо говоря, миллион долларов, хотя такой игры, наверно, и не было. Сегодня на разработку игры тратятся сотни миллионов долларов. Нетрудно подсчитать, что при такой тенденции, разработка ААА-проекта для Playstation 5 будет стоить всего-то пару миллиардов долларов. К слову, слетать в космос в наше время стоит дешевле!
Поэтому мы видим, как крупные студии всё больше скатываются к ремейкам и ремастерам старых своих игр (для которых можно сэкономить на разработке геймплея и сюжета), либо к многопользовательским шутерам с микротранзакциями, способным приносить стабильную прибыль компании на протяжении длительного времени.
Так что не стоит ругать разработчиков за то, что они разучились делать игры, что лишь подсовывают нам лутбоксы и считают прибыли. Увы, это тенденция экономики и нам её не избежать. Если в ближайшее время не изменят экономическую модель разработки, то ближайшие лет десять вы не увидите больше ничего, кроме батл-рояля, и, может быть, двух-трёх исключений. А потом и вовсе игры-блокбастеры исчезнут как класс, оставив нам лишь инди.
Ещё в начале этого десятилетия предрекали, что восьмое поколение консолей станет последним - после их заменят встроенные в смарт-телевизоры облачные сервисы. И вот только сейчас анонсировали Google Stadia.
Это, конечно, сильно ударит по индустрии в плане падения прибыли от продаж аппаратной части, но вряд ли Sony много потеряет, если не будет новой Playstation. А уж тем более Microsoft, которая ваяет, кстати, свой облачный сервис. Nintendo так вообще умеет продавать кусок картона за 60 баксов, так что не пропадёт.
Я бы сравнил видеоигры с дирижаблями. Мы все, надеюсь, ещё знаем, что такое дирижабли, хотя никто их никогда не видел, кроме как на картинках. Почему? Потому что последний пассажирский дирижабль поднимался в воздух 80 лет назад.
Считается, что дирижабли перестали использовать из-за того, что их накачивали горючим водородом, и падения приводили к масштабным катастрофам, но это чушь. Во-первых, в то время, когда дирижабли отменили, их уже умели заполнять вполне безопасным гелием. Во-вторых, пара катастроф была статистически незначительной величиной по сравнению с сотнями успешных перелётов. Катастрофы были лишь поводом, реальной причиной же являлся заговор американских капиталистов, производителей самолётов и авиационного топлива.
Нет, конечно же, это шутка. Я сейчас не буду разжёвывать, почему дирижабли канули в Лету, потому что это рассказ о видеоиграх.
Так вот, почему я привёл такую аналогию с видеоиграми? Я считаю, что мы живём в уникальное время, когда появилось такое новое явление, как видеоигры, и которое вскоре, возможно, исчезнет, как класс - как дирижабли. Которое будут помнить ещё сотню лет, но использовать будут лишь в редких случаях.
С другой стороны, в наше время с развитием технологий вновь появился интерес к дирижаблям, и небольшая компания в Германии даже возит туристов, а американцы разрабатывают проект стратосферного дирижабля, который в перспективе может заменить самолёты. Может быть, и видеоигры ждёт новый виток развития в начале двадцать второго века? Или, может быть, нас ждут резкие перемены уже в этом году?
Оставляйте свои мнения в комментариях.