пятница, 9 декабря 2016 г.

Anachronox

Вот ещё одна из таких игр, которая опередила своё время, почти сразу стала культовой, через несколько лет стала классикой, а ещё через несколько лет была несправедливо забыта, чем не преминули воспользоваться ленивые разработчики из Bioware. Да, я имею в виду этот ваш Mass Effect. Ну, хорошо, я не утверждаю, что они прямо-таки плагиатили Anachronox, но, тем не менее, сходство потрясающее:
- в центре сюжета огромная станция, объединяющая почти всё разнообразие рас в Галактике;
- рядом со станцией находится портал, через который можно попасть едва ли не в любую точку Галактики, а в итоге оказывается, что и за пределы её;
- станцию и портал построила неизвестная раса предтеч;
- процентов 80 игры проходит на этой станции, из которых процентов 80 времени мы ходим по полупустым, но удивительно красочным коридорам, разговаривая с бесполезными для сюжета NPC, что первые пару часов игры впечатляет, затем надоедает;
- остальная игра состоит из двух-трёх очень маленьких локаций, на которых есть только противники;
- и очень унылая боёвка.



Anachronox состоит из двух частей. Первая великолепна. Станция впечатляет, много персонажей, много локаций, много квестов, много непонятного. Затем мы летим на другую планету, понимаем, насколько масштабна эта игра. Смотрим много часов увлекательных кат-сцен. А дальше...
...сюжет не движется, персонажи не раскрываются, геймплей не развивается, а концовки вообще нет.

Когда я играл в неё первый раз, я дошёл только до Улья. Увлёкшись кат-сценами и затягивающим сюжетом, я забыл совсем, что это RPG, и остался без шмота и экспириенса в логове сильных противников без всякой возможности вернуться туда, где можно покачаться и закупиться. Вот уже за это надо было бы сливать игру. Но в 2001 году, увы, такое ещё позволялось. Несмотря на то, что мне не удалось пройти её, я больше десяти лет кричал, что это лучшая RPG всех времён, культовая игра, 10 из 10 и т.п. За что мне теперь, честно говоря, немножко стыдно.
В уходящем году я всё-таки достал Anachronox (спасибо, что его переиздали в стиме), сдул с него пыль, если можно сдуть пыль с цифровой версии, и таки добил (не без помощи гайдов). Я ни в коем случае не говорю, что игра ПЛОХАЯ. Я утверждаю, что она заслуживает твёрдой оценки 5/10, только потому что в ней минусов ровно столько же, сколько и плюсов.

Хоть она и позиционирует себя, как RPG, я бы сказал, что это какой-то квест. Потому что бОльшую часть игры мы проводим за разговорами, исследованием полупустых лабиринтов, решением паззлов. А там, где есть боёвка, она не вписывается ни в сюжет, ни в атмосферу, ни даже в геймплей. RPG предполагает развитие каких-нибудь навыков. Здесь явно списывали с популярных в то время Final Fantasy VII и VIII (портированные на Windows Eidos), только если бы они правильно списывали с Final Fantasy, то должна была быть локация с адовым фармом мегакрутой пухи, которая нужна для нескольких секретных боссов. Что это за RPG, если в ней всего ПЯТЬ пушек, плюс вот эта хрень, в которую вставляются жуки, чтобы стрелять магией.
Единственный противник, я подчёркиваю, ЕДИНСТВЕННЫЙ, для которого надо заморачиваться с правильной сборкой Элементора это Doorlord в MysTech Tunnels ближе к концу игры, причём с него падает лишь самый крутой Shieldcell в игре.
КОТОРЫЙ НА ФИГ НЕ НУЖЕН!


Вот и всё, что можно сказать о местной боёвке.

Теперь сюжет - вот, начался за здравие, кончился за упокой. Впечатление такое, что разработку поторопили и все дыры быстренько залепили тем, что под руку попалось. В пользу этой версии говорит то, что в первой половине игры было озвучено почти всё и вся (для того времени это было что-то невообразимое), а во второй половине отсутствует озвучка даже важных сюжетных кат-сцен!
Бутс - пьяница, пройдоха, неудачник, плевал на всю Вселенную и на окружающих, ищет только где бы заработать на очередную бутылку. А под конец это уже прирождённый лидер, герой и спаситель. В какой момент и почему произошла такая резкая перемена, я так и не понял.
PAL-18 получает самоосознание и посылает своего хозяина на... Дальше в игре эта тема так и не была развита.
Доктор Ро помогает активировать мистех. Дальше по сюжету вообще не нужна, разве что для нереализованного сиквела.
Стилетто, как бывшая девушка(?) Бутса не вносит вообще никакую интригу. По идее, благодаря ей Бутс меняет своё мировоззрение. Но опять же, я не увидел, где и как это произошло.
Пако, да и вообще весь этот филлер со "Злодейским Кораблём" - я считаю, был целиком выдран из какого-то другого концепта, разработку которого свернули. Если бы не самая пафосная фраза босса в истории видеоигр "I SHALL KILL YOU... WITH DEATH!", я бы сказал, что этот уровень можно смело выбрасывать из игры. Только Пако оставить, потому что у него самая мощная атака среди всех персонажей.

И как я упомянул уже - напрочь отсутствует концовка. Прям как в этом вашем Mass Effect. Игра прямо-таки кричит о продолжении. Которого, естественно, так никогда и не было.
На этом надо остановиться поподробнее. За разработкой Anachronox стоял Том Холл. Тот самый Том Холл, который стоял у истоков id Software, чьё имя связано с такими тайтлами, как Commander Keen, Wolfenstein 3D и Doom. Который затем перешёл в Apogee/3D Realms, где разрабатывал Rise of the Triad (1994). Который вместе с Джоном Ромеро основал студию Ion Storm, наиболее известную за Deus Ex и Thief: Deadly Shadows.
Anachronox был запланирован к выходу в 1998 году, но его разработка затянулась ещё на три года. Изначально Холл планировал выпустить к игре ДВА дополнения. А я напомню, что в конце 90-х дополнительный контент был не просто парой новых цветных скинов на автомат, а практически полноценной игрой, зачастую даже не требующей основную игру. Короче, это была бы трилогия. Прямо как... а, ну да, я говорил уже.

В 2010 году Том заявил журналистам: "Если я не смогу сделать игру за следующие 10 лет, я просто выложу сценарий на свой веб-сайт".
Кстати, сейчас права на Anachronox принадлежат Square Enix. Велика вероятность, что сиквел отдадут делать Диснею. Дисней ведь ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ СИКВЕЛЫ!


Что характерно, уже через год после выхода игры Холл ушёл из Ion Storm, а режиссёр Джейк Хьюс склеил кат-сцены с геймплеем и опубликовал Anachronox: The Movie - одну из первых полнометражных машиним, которая заработала призы за лучшую картину, лучший сценарий и лучшее техническое достижение на 2002 Machinima Film Festival.
Выводы сделаете сами.