Среди "отцов научной фантастики" мало известно имя Альфреда ван Вогта, а между тем, именно его рассказам мы обязаны появлению таких культовых фильмов, как Star Trek и Alien. Например, путешествие корабля "Энтерпрайз", исследования неизвестных новых миров, поиски новой жизни и новых цивилизаций — поход туда, куда не ступала нога человека, — было навеяно путешествием "Космической Гончей", которая исследовала неизвестные новые миры, искала новые цивилизации и направлялась туда, куда не ступала нога человека. Вдохновение рассказами ван Вогта признавал сам лично Джин Роденберри.
Я хотел бы в нескольких словах рассказать о цикле из четырёх рассказов, озаглавленном автором как "Путешествие "Космической Гончей".
Чёрный разрушитель
Исследовательский корабль высаживается на неназванную планету, на которой исчезла цивилизация, вымерла флора и, как следствие, вымирает фауна. Среди последней, людьми очень заинтересовался голодный Кёрл (Coeurl). Кошкоподобные хищники Кёрлы питаются исключительно Идами — некой энергией, присущей живым существам. И хотя химики пытаются сопоставить его вкусы с калием, Кёрл показывает, что это не совсем верно. Короче, автор нам так и не расскажет, что такое Иды, и это ляжет в основу вообще всех будущих научно-фантастических сериалов - некая псевдонаучная необъяснённая хрень(ТМ).
Отсюда начинается интересное. Кёрлы — существа разумные, если не на уровне человека, то даже явно выше. Создавая вибрации своими усиками, они могут управлять любыми энергетическими полями и потоками. Другими словами, киса запросто открывает замки, рассеивает излучение бластеров и даже угоняет космический корабль. Усиками. (*испуганно озираюсь на своего кота*) И у кисы есть вполне разумная конечная цель — перебраться на другую планету, где МНОГО ЕДЫ.
Уверен, из этого можно было сделать потрясающий рассказ, который способствовал бы обильному отложению шлакоблоков у читателя, НО... Вместо этого начинается длительная и занудная дискуссия между начальниками отделов по поиску решений сложившейся проблемы. Честное слово, как будто Стругацкие в этот момент сели за машинку! Вроде не в Стране Советов автор жил.
У вас за контрольным пультом сидит разумный хищник, способный контролировать энергетические поля! Где паника? Почему разумный хищник не придумал за всё это время, как бы порешить остаток назойливых двуногих?
Непонятно только назначение Гросвенора (Grosvenor, а не Гроувнор!), кроме как рассказчика в этом рассказе (хотя и это неверно). Похоже, что не экипаж даже, а автор сжалился над ним и позволил-таки высказаться. При этом его не послушали, но вышло в итоге так, как он и говорил.
Любопытно, что кёрл спустя много лет нашёл своё место в серии игр Final Fantasy. Киса с тентаклями встречается во всех номерных частях серии, кроме epic fail'а (под номером XIII). И, кстати, именно так я узнал о ван Вогте и "Путешествии Космической Гончей".
Война нервов
Этот рассказ эксплуатирует любимую тему Александра Беляева — гипноз. В 30-х 40-х годах двадцатого столетия был сделан огромный прорыв в вопросе деятельности мозга, но можно ещё было фантазировать на эту тему как угодно.
Сразу скажу, лично Я не верю в гипноз. Человека нельзя заставить что-то делать, если он сам этого не хочет. Есть определённые психологические методы внушения, да. Скажем, НЛП, тоже на 90% развод, но, как говорится, в каждой сказке есть доля правды.
Хорошая сторона рассказа — саспенс. Почти половину рассказа, по большому счёту, ничего не происходит. Нам рассказывают немного подробнее о некзиологии, о цели и средствах Гросвенора, о предстоящих перевыборах лидера экспедиции, о личных конфликтах действующего директора Мортона и начальника химического отдела Кента, а также самого Гросвенора и того же Кента. Обычная в меру суетливая жизнь на борту космического корабля во время длительного перелёта. И практически всё это к сути отношения не имеет. Что ляжет в основу вообще всех будущих научно-фантастических сериалов и фильмов - получасовая болтовня на посторонние псевдонаучные темы, якобы задающая общую атмосферу произведения.
ВНЕЗАПНО корабль подвергается гипнотической атаке. И тут, наконец, Гросвенору предстоит блеснуть, ибо только он один из почти тысячи человек на борту прошёл специальную подготовку и смог воспротивиться гипнозу. Дело за малым — вступить в контакт с инопланетянами и объяснить им, что они не правы. Только вот проблема — люди взялись за оружие и принялись люто уничтожать друг друга.
Для одного человека это слишком круто, поэтому наиболее логичным решением была замена подобного персонажа вулканцем.
Несмотря на то, что "Война нервов" хронологически расположена вторым номером в тетралогии, написана она была гораздо позже других. Похоже, что рассказ служил для затыкания дыр в общем сюжете, раскрытия конфликтов с Кентом и более подробного объяснения дисциплины некзиологии, которую практиковал Гросвенор.
Этюд в алых тонах
И вот, наконец, мы подошли к самому интересному. Чтобы описать этот рассказ, я воспользуюсь цитатами.
"И вот перед потрясенным человеком возникло вставшее на дыбы чудовище с горящими глазами и отвратительным отверстием-ртом. Он протянул вперед свои горящие четыре руки и с огромной силой стиснул двуногого. Тот согнулся и резким рывком вырвался у него из рук, но чудовище снова схватило его и прижало к полу.
Он лежал на спине, и Икстл видел, как с неровными промежутками открывается и закрывается у него рот. Всякий раз, когда рот открывался, у Икстла по ногам пробегало покалывание. Так отзывалась в его теле вибрация от криков о помощи. С рыком Икстл снова набросился на двуногого и нанес удар по его кричащему рту. Тот мгновенно обмяк, хотя все еще был жив и в сознании, когда Икстл запустил в него свои руки.
Человек, казалось, окаменел. Он перестал сопротивляться. Кроваво-красное цилиндрическое тело склонилось над ним. Расширившимися от ужаса глазами он наблюдал, как длинные, тонкие руки чудовища исчезли у него под рубахой, ощупывая грудь.
Внутри у человека оказалась цельная плоть. Икстл торопился, его руки лихорадочно искали свободное пространство в живой плоти. Он не должен убить жертву раньше времени. Для его целей нужна была только живая плоть".
"Для человеческого глаза тут было довольно темно, но для его органов зрения, воспринимавших инфракрасное излучение, освещение было достаточным. Он видел тело фон Гроссена и новую жертву положил рядом с ним. Потом очень осторожно он сунул одну из своих проволокообразных рук в собственную грудь, вынул драгоценное яйцо и поместил его в желудок человека.
Человек все еще сопротивлялся, но Икстл спокойно ждал того, что должно было произойти. Постепенно тело человека замирало. Мышцы становились жесткими, неподвижными. В отчаянии человек резко дернулся и выпрямился, очевидно осознав, что к нему подкрадывается паралич. Икстл безжалостно придавил его к полу и держал до тех пор, пока не завершилось необходимое химическое воздействие на его организм. И вот человек уже замер в полной неподвижности. Открытые глаза смотрели в одну точку, на лбу выступили капельки пота.
Через несколько часов яйца в желудках людей должны были проклюнуться. Миниатюрные дубликаты самого Икстла должны были развиться до максимального размера. Икстл покинул трюм и направился наверх в поисках других инкубаторов для своих яиц, других гуулов".
Намекаю: Авторы некоего фильма воспользовались именно этой идеей, что упорно отрицали. Собственной персоной ван Вогт тогда подал в суд на студию 20th Century Fox и (внимание!) выиграл в свою пользу $30000, что в 1979 году было суммой немалой. Об этом факте, кстати, старательно умалчивают.
Но вернёмся к "Этюду".
Помимо этого Икстл обладает развитым, но немного повреждённым интеллектом. Я имею в виду, что его нашли после того, как он миллионы лет висел в пустоте, в результате чего его рассудок малость помутился. И если вам кажется, что этого достаточно, то автор ещё добавил сверхмонстру способность поглощать энергию.
"Тысяча керлов не справилась бы с таким количеством энергии".
И по желанию перестраивать атомную структуру своего тела. Проще говоря, проходить сквозь стены. Ой, чуть не забыл! Он также может протащить сквозь стену всё, что возьмёт в руки. Человека, например.
Ещё никогда до ван Вогта фантастика не была такой страшной. Ну, ладно, Герберт, была, не обижайся!
К сожалению, в этом рассказе немного разочаровывает концовка. Не говоря о том, что проблема в очередной раз была решена на совещании начальников отделов, они просто заставили икстла выйти в космос и оставили его там, где он и висел.
Интересно, что автор в этом рассказе упоминает не только Кёрла, но и планету Райим, а значит, как минимум, план рассказа "Война нервов" у него в то время уже был. А реализован был лишь через десять лет. (Не знаю, это я, скорее, себя успокаиваю.)
"Согласно закону движения жизни эта раса будет стремиться захватить самые дальние пределы вселенной, к чему, собственно, стремится и человек".
Галактика M-33 – Туманность Андромеды
Итак, "Космическая Гончая" добирается до конечной цели своего путешествия — до соседней галактики. Вполне логично, что в последнем рассказе они сталкиваются с — цитата: "Самыми чудовищными из существ, которых только можно себе вообразить".
Космическая пыль. Да, космическая пыль. Разумная космическая пыль, питающаяся энергией живых существ.
Чтобы уничтожить этого противника, Гросвенор предлагает окопаться на одной из планет и бомбить галактику ракетами с ядерными боеголовками. Проще говоря, УНИЧТОЖИТЬ В ГАЛАКТИКЕ ВСЁ ЖИВОЕ.
Встретив решительный отпор его безумной идеи, Гросвенор угрожает... захватить управление кораблём. Ну что я тут могу сказать?
You don't f--k with Grosvenor!
В целом, скучноватый рассказ, особенно на фоне трёх предыдущих. И как-то не совсем понятно, что подытоживает автор, видимо, что сам человек и является самым чудовищным из существ, которых только можно себе вообразить.
Гросвенор стерилизовал галактику! По-моему, даже Дарксайд (DC) не способен на такое.
Обратите внимание, на корабле почти три тысячи человек, и при этом действующих лиц во всех четырёх рассказах всего пятеро: сам Гросвенор, химик Кент, директор Мортон, археолог Корита, и чуть в меньшей степени капитан Лич (куда ж без капитана!). Остальных можно считать "краснорубашечниками" (если смотрели оригинальный Star Trek, поймёте, о чём я).
О, и забыл сказать: все три тысячи человек на "Космической Гончей" — мужчины. Химически кастрированные.
Я хотел бы в нескольких словах рассказать о цикле из четырёх рассказов, озаглавленном автором как "Путешествие "Космической Гончей".
Чёрный разрушитель
Исследовательский корабль высаживается на неназванную планету, на которой исчезла цивилизация, вымерла флора и, как следствие, вымирает фауна. Среди последней, людьми очень заинтересовался голодный Кёрл (Coeurl). Кошкоподобные хищники Кёрлы питаются исключительно Идами — некой энергией, присущей живым существам. И хотя химики пытаются сопоставить его вкусы с калием, Кёрл показывает, что это не совсем верно. Короче, автор нам так и не расскажет, что такое Иды, и это ляжет в основу вообще всех будущих научно-фантастических сериалов - некая псевдонаучная необъяснённая хрень(ТМ).
Отсюда начинается интересное. Кёрлы — существа разумные, если не на уровне человека, то даже явно выше. Создавая вибрации своими усиками, они могут управлять любыми энергетическими полями и потоками. Другими словами, киса запросто открывает замки, рассеивает излучение бластеров и даже угоняет космический корабль. Усиками. (*испуганно озираюсь на своего кота*) И у кисы есть вполне разумная конечная цель — перебраться на другую планету, где МНОГО ЕДЫ.
Уверен, из этого можно было сделать потрясающий рассказ, который способствовал бы обильному отложению шлакоблоков у читателя, НО... Вместо этого начинается длительная и занудная дискуссия между начальниками отделов по поиску решений сложившейся проблемы. Честное слово, как будто Стругацкие в этот момент сели за машинку! Вроде не в Стране Советов автор жил.
У вас за контрольным пультом сидит разумный хищник, способный контролировать энергетические поля! Где паника? Почему разумный хищник не придумал за всё это время, как бы порешить остаток назойливых двуногих?
Непонятно только назначение Гросвенора (Grosvenor, а не Гроувнор!), кроме как рассказчика в этом рассказе (хотя и это неверно). Похоже, что не экипаж даже, а автор сжалился над ним и позволил-таки высказаться. При этом его не послушали, но вышло в итоге так, как он и говорил.
Любопытно, что кёрл спустя много лет нашёл своё место в серии игр Final Fantasy. Киса с тентаклями встречается во всех номерных частях серии, кроме epic fail'а (под номером XIII). И, кстати, именно так я узнал о ван Вогте и "Путешествии Космической Гончей".
Война нервов
Этот рассказ эксплуатирует любимую тему Александра Беляева — гипноз. В 30-х 40-х годах двадцатого столетия был сделан огромный прорыв в вопросе деятельности мозга, но можно ещё было фантазировать на эту тему как угодно.
Сразу скажу, лично Я не верю в гипноз. Человека нельзя заставить что-то делать, если он сам этого не хочет. Есть определённые психологические методы внушения, да. Скажем, НЛП, тоже на 90% развод, но, как говорится, в каждой сказке есть доля правды.
Хорошая сторона рассказа — саспенс. Почти половину рассказа, по большому счёту, ничего не происходит. Нам рассказывают немного подробнее о некзиологии, о цели и средствах Гросвенора, о предстоящих перевыборах лидера экспедиции, о личных конфликтах действующего директора Мортона и начальника химического отдела Кента, а также самого Гросвенора и того же Кента. Обычная в меру суетливая жизнь на борту космического корабля во время длительного перелёта. И практически всё это к сути отношения не имеет. Что ляжет в основу вообще всех будущих научно-фантастических сериалов и фильмов - получасовая болтовня на посторонние псевдонаучные темы, якобы задающая общую атмосферу произведения.
ВНЕЗАПНО корабль подвергается гипнотической атаке. И тут, наконец, Гросвенору предстоит блеснуть, ибо только он один из почти тысячи человек на борту прошёл специальную подготовку и смог воспротивиться гипнозу. Дело за малым — вступить в контакт с инопланетянами и объяснить им, что они не правы. Только вот проблема — люди взялись за оружие и принялись люто уничтожать друг друга.
Для одного человека это слишком круто, поэтому наиболее логичным решением была замена подобного персонажа вулканцем.
Несмотря на то, что "Война нервов" хронологически расположена вторым номером в тетралогии, написана она была гораздо позже других. Похоже, что рассказ служил для затыкания дыр в общем сюжете, раскрытия конфликтов с Кентом и более подробного объяснения дисциплины некзиологии, которую практиковал Гросвенор.
Этюд в алых тонах
И вот, наконец, мы подошли к самому интересному. Чтобы описать этот рассказ, я воспользуюсь цитатами.
"И вот перед потрясенным человеком возникло вставшее на дыбы чудовище с горящими глазами и отвратительным отверстием-ртом. Он протянул вперед свои горящие четыре руки и с огромной силой стиснул двуногого. Тот согнулся и резким рывком вырвался у него из рук, но чудовище снова схватило его и прижало к полу.
Он лежал на спине, и Икстл видел, как с неровными промежутками открывается и закрывается у него рот. Всякий раз, когда рот открывался, у Икстла по ногам пробегало покалывание. Так отзывалась в его теле вибрация от криков о помощи. С рыком Икстл снова набросился на двуногого и нанес удар по его кричащему рту. Тот мгновенно обмяк, хотя все еще был жив и в сознании, когда Икстл запустил в него свои руки.
Человек, казалось, окаменел. Он перестал сопротивляться. Кроваво-красное цилиндрическое тело склонилось над ним. Расширившимися от ужаса глазами он наблюдал, как длинные, тонкие руки чудовища исчезли у него под рубахой, ощупывая грудь.
Внутри у человека оказалась цельная плоть. Икстл торопился, его руки лихорадочно искали свободное пространство в живой плоти. Он не должен убить жертву раньше времени. Для его целей нужна была только живая плоть".
"Для человеческого глаза тут было довольно темно, но для его органов зрения, воспринимавших инфракрасное излучение, освещение было достаточным. Он видел тело фон Гроссена и новую жертву положил рядом с ним. Потом очень осторожно он сунул одну из своих проволокообразных рук в собственную грудь, вынул драгоценное яйцо и поместил его в желудок человека.
Человек все еще сопротивлялся, но Икстл спокойно ждал того, что должно было произойти. Постепенно тело человека замирало. Мышцы становились жесткими, неподвижными. В отчаянии человек резко дернулся и выпрямился, очевидно осознав, что к нему подкрадывается паралич. Икстл безжалостно придавил его к полу и держал до тех пор, пока не завершилось необходимое химическое воздействие на его организм. И вот человек уже замер в полной неподвижности. Открытые глаза смотрели в одну точку, на лбу выступили капельки пота.
Через несколько часов яйца в желудках людей должны были проклюнуться. Миниатюрные дубликаты самого Икстла должны были развиться до максимального размера. Икстл покинул трюм и направился наверх в поисках других инкубаторов для своих яиц, других гуулов".
Намекаю: Авторы некоего фильма воспользовались именно этой идеей, что упорно отрицали. Собственной персоной ван Вогт тогда подал в суд на студию 20th Century Fox и (внимание!) выиграл в свою пользу $30000, что в 1979 году было суммой немалой. Об этом факте, кстати, старательно умалчивают.
Но вернёмся к "Этюду".
Помимо этого Икстл обладает развитым, но немного повреждённым интеллектом. Я имею в виду, что его нашли после того, как он миллионы лет висел в пустоте, в результате чего его рассудок малость помутился. И если вам кажется, что этого достаточно, то автор ещё добавил сверхмонстру способность поглощать энергию.
"Тысяча керлов не справилась бы с таким количеством энергии".
И по желанию перестраивать атомную структуру своего тела. Проще говоря, проходить сквозь стены. Ой, чуть не забыл! Он также может протащить сквозь стену всё, что возьмёт в руки. Человека, например.
Ещё никогда до ван Вогта фантастика не была такой страшной. Ну, ладно, Герберт, была, не обижайся!
К сожалению, в этом рассказе немного разочаровывает концовка. Не говоря о том, что проблема в очередной раз была решена на совещании начальников отделов, они просто заставили икстла выйти в космос и оставили его там, где он и висел.
Интересно, что автор в этом рассказе упоминает не только Кёрла, но и планету Райим, а значит, как минимум, план рассказа "Война нервов" у него в то время уже был. А реализован был лишь через десять лет. (Не знаю, это я, скорее, себя успокаиваю.)
"Согласно закону движения жизни эта раса будет стремиться захватить самые дальние пределы вселенной, к чему, собственно, стремится и человек".
Галактика M-33 – Туманность Андромеды
Итак, "Космическая Гончая" добирается до конечной цели своего путешествия — до соседней галактики. Вполне логично, что в последнем рассказе они сталкиваются с — цитата: "Самыми чудовищными из существ, которых только можно себе вообразить".
Космическая пыль. Да, космическая пыль. Разумная космическая пыль, питающаяся энергией живых существ.
Чтобы уничтожить этого противника, Гросвенор предлагает окопаться на одной из планет и бомбить галактику ракетами с ядерными боеголовками. Проще говоря, УНИЧТОЖИТЬ В ГАЛАКТИКЕ ВСЁ ЖИВОЕ.
Встретив решительный отпор его безумной идеи, Гросвенор угрожает... захватить управление кораблём. Ну что я тут могу сказать?
You don't f--k with Grosvenor!
В целом, скучноватый рассказ, особенно на фоне трёх предыдущих. И как-то не совсем понятно, что подытоживает автор, видимо, что сам человек и является самым чудовищным из существ, которых только можно себе вообразить.
Гросвенор стерилизовал галактику! По-моему, даже Дарксайд (DC) не способен на такое.
Обратите внимание, на корабле почти три тысячи человек, и при этом действующих лиц во всех четырёх рассказах всего пятеро: сам Гросвенор, химик Кент, директор Мортон, археолог Корита, и чуть в меньшей степени капитан Лич (куда ж без капитана!). Остальных можно считать "краснорубашечниками" (если смотрели оригинальный Star Trek, поймёте, о чём я).
О, и забыл сказать: все три тысячи человек на "Космической Гончей" — мужчины. Химически кастрированные.