четверг, 17 мая 2012 г.

Александр Беляев. Продавец воздуха


Если вы зашли сюда с поисковика в поисках произведения, то вот, пожалуйста:
http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/prodavec.txt (txt)
http://lib.rus.ec/b/102621 (fb2)


Давно уже собирался писать отзывы по книгам, и даже сочинил, однако не довёл работу до конца и забросил. И вот, почти полгода спустя, я всё-таки решил это выложить. Хотел совсем без спойлеров, но без спойлеров не получается. Так что здесь почти полный пересказ и без того относительно короткого рассказа. Кстати, школьнички, не вздумайте брать этот текст для сочинения – не прокатит.
"– Долой! На Марс! На Луну... Конец мира! Сто тысяч фунтов стерлингов за грамм!"

Александр Романович Беляев – автор Человека-Амфибии, Головы профессора Доуэля, Острова погибших кораблей и др. Его иногда называют российским "Жюлем Верном". Про-советский писатель, в противоположность тем же братьям Стругацким, например, с чьим творчеством я знаком гораздо ближе. По крайней мере, у меня создалось такое впечатление. Хотя одна фраза настораживает. ))

Рассказ ведётся от первого лица советского метеоролога Георгия Петровича Клименко, который вместе с проводником – якутом Николой, пытается найти "причину в изменении направления ветров" на всей планете. Все ветра ВНЕЗАПНО развернулись и стали очень сильно дуть куда-то в центр Туруханского края, что в Якутии. Неподалёку от знаменитого полюса холода.
"– Сильно хоросо лето, – говорил он, сплевывая желтую от табака слюну. – Сильно тепло."
По пути они спасают из болота "ТАИНСТВЕННОГО АНГЛИЧАНИНА" 0_0 , который представляется членом экспедиции изучений Арктики Английским королевским географическим обществом. Он предупреждает их ни в коем случае "не ходить в ту сторону, куда дует ветер" и без лишних слов удаляется.
"Когда глядишь на эти хилые, пришибленные деревья и кустарники, бессильно льнущие к земле, кажется, будто несчастные растения хотят уйти в глубину, скрыться от леденящих ветров, не видеть этого "окаянного края", куда закинула их злая судьба. И если бы их воля, они вытащили бы из мёрзлой земли свои корявые корни и поползли бы туда, на юг, где благодетельное солнце, тепло и ласковый ветер... Но деревья принуждены умирать там, где они родились; всё, что они могут сделать, – это пригнуться ниже под ударами ветра судьбы и ждать своей участи.
Не таков человек: он сам выбирает свой путь и свою участь, оставляет солнце, тепло и уют и идёт, влекомый стремлением к борьбе, в неведомые, негостеприимные страны, чтобы победить природу или сложить свои кости рядом с хилой, корявой березой на холодной земле..."
И ЭТО ОПТИМИ-И-ИЗМ!

Не таков и герой нашего рассказа. Он, разумеется, направляется В ТУ СТОРОНУ, КУДА ДУЕТ ВЕТЕР.
"– Опять туда? – спросил Никола, видимо, несколько встревоженный. – Надо назад. Дальше я не пойду. Один мой товарищ и еще один товарищ шли, и они не вернулись, – ответил Никола, нахмурясь. – Оттуда никто не возвращается.
– Если ты отказываешься, я иду один! – решительно сказал я и направился вверх по склону горы. Ветер дул мне в спину, облегчая путь."
"– Конечно один, мистер Фродо. А я иду с вами." Ой. А это уже другая книга...
Примерно отсюда и начинается фантастика. Герои обнаруживают гигантский кратер, куда засасывает воздух со страшной силой. И, в итоге, их тоже засасывает. Ммм...
Главное достоинство писателя-фантаста – писать бредятину, в которую все поверят и отнесутся серьёзно. Причём повторить своими словами после, так, чтобы это звучало адекватно и не смешно – не получится.

Капиталист мистер Бэйли – тот самый "ТАИНСТВЕННЫЙ АНГЛИЧАНИН" 0_0 , которого герои вытащили из болота, построил посреди Сибири (чтобы всё, как всегда, свалили на русских коммунистов) ГИГАНТСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР, которым он СОСЁТ ВОЗДУХ СО ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ, сжижая его там же в секретной лаборатории, спрятанной в горе.

Уж не знаю, откуда Беляев набрал технологию сжижения воздуха, и не знаю насколько она соответствует действительности, но звучит очень правдоподобно. Главное достоинство писателя-фантаста...
" – Однако, плохо. Сильно плохо. – Никола, видимо, был чем-то озабочен.
  – Что плохо, Никола? - спросил я его.
  – Этот человек... Сильно нехоросо. Пусть бы он тонул. Три раза лето и три раза зима – я видел такой человек."
Никола, видимо, был чем-то озабочен. Никола, видимо, несколько встревоженный. Видимо, что-то случилось... ^_^

Герои выживают благодаря решётке по задерживанию мусора. Животных, попадающих туда, обычно отправляют на обед, а советского метеоролога и якута решили оставить в живых и использовать как дешёвую рабочую силу.
Ох, я надеюсь, ни одна учительница литературы это не увидит... Нет, ну, одна только если. (Я сейчас имею в виду свой отзыв.)

Там Клименко встречает Элеонору (Нору) – учёного-лаборанта и сестру милосердия по совместительству – единственную женщину в книге. ПОТОМУ ЧТО В РАССКАЗЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖЕНЩИНА. Иначе, где же конфликт? Где драма? "Какие у нее красивые волосы..."
И, хотя, под самый конец Нора признаётся ему в любви, ЭТА тема до конца не раскрыта. Впрочем, может так и лучше. Да, меня испортили современные произведения, и мне немного не хватило здесь страсти. И ни одного панцушота!
В итоге, даже при наличии ЖЕНЩИНЫ в рассказе, конфликта никакого не было. Видимо, на единственную женщину на фабрике с населением около 500 человек больше никто не претендовал. FAIL.
Нет, даже не fail. ЯОЙ ПОБЕДИЛ. Вот, так правильней будет.

В итоге, мистер Бэйли устраивает глобальную катастрофу, ВЫСОСАВ ПОЧТИ ВСЮ АТМОСФЕРУ С ЗЕМЛИ. Начинается паника, войны, хаос, но мы всё это слышим по радио "Коминтерн" вместе с товарищем Клименко, который успел завязать знакомство с радистом, из уютной секретной лаборатории посреди Сибири.
"Перед лицом ужасной катастрофы борьба за существование обострилась. Если не выжить, то пережить других должны были сильнейшие. А сильнейшими в мире капитализма были, конечно, капиталисты."
Капиталисты, которых "ТАИНСТВЕННЫЙ АНГЛИЧАНИН" 0_0 мистер Бэйли заведомо снабдил запасами "воздушных консервов", а они, в свою очередь, каким-то СЕКРЕТНЫМ способом доставляли ему провизию. Жидкий воздух становится главной мировой валютой. И вот, когда люди начинают гибнуть от нехватки воздуха, советское правительство, ВИДИМО, замечает, куда дует ветер, и атакует лабораторию мистера Бэйли.
"Бэйли не заставил себя долго ждать. Он ультимативно выставил три пункта:
1. Повсеместное установление диктатуры крупного капитала.
2. Физическое истребление коммунистов.
3. Монополия продажи воздуха остается за мистером Бэйли, как гарантия, обеспечивающая незыблемость устанавливаемой им политической системы."
Вот, людям свойственно обращать внимание на последнее сказанное слово. Иногда могут вернуться к первому. Но середина всегда ускользает от внимания. Поэтому я повторю:
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОММУНИСТОВ.

А можно ещё разок? ^_^
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОММУНИСТОВ.
Бугагагага.

Главный герой харизматичен как Дэниел Крэйг. Всё ждал когда же он отнимет оружие у охранников и пойдёт всех порулит. Кстати, под конец почти так и было. Ну, и армия наша сломила сопротивление мистера Бэйли. Вера в непобедимость советских солдат появилась задолго до Великой Отечественной.
А мистер Бэйли съедает шарик со сжатым воздухом и прыгает с балкона. И ЕГО РАЗРЫВАЕТ НА КУСКИ, во всех подробностях. Удивительна вообще для советской фантастики такая брутальная казнь. Сцена из Соляриса, например, в которой Хари выпивает жидкий азот, выглядит на пару возрастных рейтингов ниже, чем гибель здешнего главного злодея (тем более, что Хари воскресла после этого). Чувствуется, что автор сам испытывал лютую ненависть к этому человеку, если не ко всему капиталистическому строю. Я специально не стал искать по интернету биографию писателя или какие-нибудь статьи по поводу неприязни Беляева к капиталистам, чтобы не начать списывать, а изложить именно свою точку зрения.
"Мне мало одного сознанья власти. Я капиталист, коммерсант. Мертвый капитал – это не капитал. Я должен торговать, и я торгую... Торговец воздухом!.. Ха-ха-ха! Кто бы мог подумать?"
Я ещё нарочно умолчал о том, что Нора с собой сделала. Это так по-шекспировски. ВСЕ ДОЛЖНЫ СДОХНУТЬ.
Ну, и, на закуску ещё такой фрагмент:
" – Земной шар без атмосферы – это была бы катастрофа! – сказал я.
  –  О да, – иронически ответил Бэйли. – Люди станут задыхаться, растения погибнут  вместе с людьми, ледяной холод спустится на Землю со звёздных высот... Жизнь прекратится, и земной  шар станет таким же мертвым телом, как оледенелая Луна... И это будет, будет, черт возьми! – закричал Бэйли.
  В эту минуту мне казалось, что я имею дело с помешанным.
  – Вы хотите погубить человечество? – спросил я.
  – Мне просто нет никакого дела до человечества. Оно само идет к гибели. В конце концов наша планета не вечна. Она обречена на гибель не мною. А произойдет это раньше или позже – не все ли равно.
  – Далеко не все равно. Человечество ещё может жить миллионы лет. Наш земной шар ещё очень молод. Он гораздо моложе Марса.
  –  Вы можете поручиться, что человечество проживёт ещё миллионы лет? Довольно налететь какой-нибудь шальной комете, и ваш земной шар скоропостижно скончается.
  – Вероятность этого ничтожна.
  – С вашей близорукой точки зрения земного червя. Астрономы говорят иное. Огромные вспышки наблюдаются ими во всех углах мировой бездны. И если брать космические масштабы, то в одной только нашей, так называемой галактической системе, в маленьком переулочке Вселенной, именуемом Млечным Путём, столкновения происходят, вероятно, не  реже, чем столкновения автомобилей на улицах большого города.
  – Да, но для нас, червей Земли, интервалы между этими катастрофами равны миллионам лет... И с какой целью вы хотите погубить человечество?
  – Я уже сказал вам, что мне нет дела до человечества. Я не хочу губить, но не желаю и отказываться от своих целей ради спасения человечества.
  – Каких целей?
  Мистер Бэйли не ответил."
Напомню, рассказ был издан в 1929 году.

2. ФИЗИЧЕСКОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОММУНИСТОВ.
Ахахахаха. Извините.