Если вы зашли сюда с поисковика в поисках произведения, то вот, пожалуйста:
http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/prodavec.txt (txt)
http://lib.rus.ec/b/102621 (fb2)
Давно уже собирался писать отзывы по книгам, и даже сочинил, однако не довёл работу до конца и забросил. И вот, почти полгода спустя, я всё-таки решил это выложить. Хотел совсем без спойлеров, но без спойлеров не получается. Так что здесь почти полный пересказ и без того относительно короткого рассказа. Кстати, школьнички, не вздумайте брать этот текст для сочинения – не прокатит.
"– Долой! На Марс! На Луну... Конец мира! Сто тысяч фунтов стерлингов за грамм!"
Александр Романович Беляев – автор Человека-Амфибии, Головы профессора Доуэля, Острова погибших кораблей и др. Его иногда называют российским "Жюлем Верном". Про-советский писатель, в противоположность тем же братьям Стругацким, например, с чьим творчеством я знаком гораздо ближе. По крайней мере, у меня создалось такое впечатление. Хотя одна фраза настораживает. ))
Рассказ ведётся от первого лица советского метеоролога Георгия Петровича Клименко, который вместе с проводником – якутом Николой, пытается найти "причину в изменении направления ветров" на всей планете. Все ветра ВНЕЗАПНО развернулись и стали очень сильно дуть куда-то в центр Туруханского края, что в Якутии. Неподалёку от знаменитого полюса холода.
"– Сильно хоросо лето, – говорил он, сплевывая желтую от табака слюну. – Сильно тепло."По пути они спасают из болота "ТАИНСТВЕННОГО АНГЛИЧАНИНА" 0_0 , который представляется членом экспедиции изучений Арктики Английским королевским географическим обществом. Он предупреждает их ни в коем случае "не ходить в ту сторону, куда дует ветер" и без лишних слов удаляется.
"Когда глядишь на эти хилые, пришибленные деревья и кустарники, бессильно льнущие к земле, кажется, будто несчастные растения хотят уйти в глубину, скрыться от леденящих ветров, не видеть этого "окаянного края", куда закинула их злая судьба. И если бы их воля, они вытащили бы из мёрзлой земли свои корявые корни и поползли бы туда, на юг, где благодетельное солнце, тепло и ласковый ветер... Но деревья принуждены умирать там, где они родились; всё, что они могут сделать, – это пригнуться ниже под ударами ветра судьбы и ждать своей участи.И ЭТО ОПТИМИ-И-ИЗМ!
Не таков человек: он сам выбирает свой путь и свою участь, оставляет солнце, тепло и уют и идёт, влекомый стремлением к борьбе, в неведомые, негостеприимные страны, чтобы победить природу или сложить свои кости рядом с хилой, корявой березой на холодной земле..."
Не таков и герой нашего рассказа. Он, разумеется, направляется В ТУ СТОРОНУ, КУДА ДУЕТ ВЕТЕР.
"– Опять туда? – спросил Никола, видимо, несколько встревоженный. – Надо назад. Дальше я не пойду. Один мой товарищ и еще один товарищ шли, и они не вернулись, – ответил Никола, нахмурясь. – Оттуда никто не возвращается."– Конечно один, мистер Фродо. А я иду с вами." Ой. А это уже другая книга...
– Если ты отказываешься, я иду один! – решительно сказал я и направился вверх по склону горы. Ветер дул мне в спину, облегчая путь."
Примерно отсюда и начинается фантастика. Герои обнаруживают гигантский кратер, куда засасывает воздух со страшной силой. И, в итоге, их тоже засасывает. Ммм...
Главное достоинство писателя-фантаста – писать бредятину, в которую все поверят и отнесутся серьёзно. Причём повторить своими словами после, так, чтобы это звучало адекватно и не смешно – не получится.
Капиталист мистер Бэйли – тот самый "ТАИНСТВЕННЫЙ АНГЛИЧАНИН" 0_0 , которого герои вытащили из болота, построил посреди Сибири (чтобы всё, как всегда, свалили на русских коммунистов) ГИГАНТСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР, которым он СОСЁТ ВОЗДУХ СО ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ, сжижая его там же в секретной лаборатории, спрятанной в горе.
Уж не знаю, откуда Беляев набрал технологию сжижения воздуха, и не знаю насколько она соответствует действительности, но звучит очень правдоподобно. Главное достоинство писателя-фантаста...
" – Однако, плохо. Сильно плохо. – Никола, видимо, был чем-то озабочен.Никола, видимо, был чем-то озабочен. Никола, видимо, несколько встревоженный. Видимо, что-то случилось... ^_^
– Что плохо, Никола? - спросил я его.
– Этот человек... Сильно нехоросо. Пусть бы он тонул. Три раза лето и три раза зима – я видел такой человек."
Герои выживают благодаря решётке по задерживанию мусора. Животных, попадающих туда, обычно отправляют на обед, а советского метеоролога и якута решили оставить в живых и использовать как дешёвую рабочую силу.
Ох, я надеюсь, ни одна учительница литературы это не увидит... Нет, ну, одна только если. (Я сейчас имею в виду свой отзыв.)
Там Клименко встречает Элеонору (Нору) – учёного-лаборанта и сестру милосердия по совместительству – единственную женщину в книге. ПОТОМУ ЧТО В РАССКАЗЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖЕНЩИНА. Иначе, где же конфликт? Где драма? "Какие у нее красивые волосы..."
И, хотя, под самый конец Нора признаётся ему в любви, ЭТА тема до конца не раскрыта. Впрочем, может так и лучше. Да, меня испортили современные произведения, и мне немного не хватило здесь страсти. И ни одного панцушота!
В итоге, даже при наличии ЖЕНЩИНЫ в рассказе, конфликта никакого не было. Видимо, на единственную женщину на фабрике с населением около 500 человек больше никто не претендовал. FAIL.
Нет, даже не fail. ЯОЙ ПОБЕДИЛ. Вот, так правильней будет.
В итоге, мистер Бэйли устраивает глобальную катастрофу, ВЫСОСАВ ПОЧТИ ВСЮ АТМОСФЕРУ С ЗЕМЛИ. Начинается паника, войны, хаос, но мы всё это слышим по радио "Коминтерн" вместе с товарищем Клименко, который успел завязать знакомство с радистом, из уютной секретной лаборатории посреди Сибири.
"Перед лицом ужасной катастрофы борьба за существование обострилась. Если не выжить, то пережить других должны были сильнейшие. А сильнейшими в мире капитализма были, конечно, капиталисты."Капиталисты, которых "ТАИНСТВЕННЫЙ АНГЛИЧАНИН" 0_0 мистер Бэйли заведомо снабдил запасами "воздушных консервов", а они, в свою очередь, каким-то СЕКРЕТНЫМ способом доставляли ему провизию. Жидкий воздух становится главной мировой валютой. И вот, когда люди начинают гибнуть от нехватки воздуха, советское правительство, ВИДИМО, замечает, куда дует ветер, и атакует лабораторию мистера Бэйли.
"Бэйли не заставил себя долго ждать. Он ультимативно выставил три пункта:Вот, людям свойственно обращать внимание на последнее сказанное слово. Иногда могут вернуться к первому. Но середина всегда ускользает от внимания. Поэтому я повторю:
1. Повсеместное установление диктатуры крупного капитала.
2. Физическое истребление коммунистов.
3. Монополия продажи воздуха остается за мистером Бэйли, как гарантия, обеспечивающая незыблемость устанавливаемой им политической системы."
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОММУНИСТОВ.
А можно ещё разок? ^_^
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОММУНИСТОВ.
Бугагагага.
Главный герой харизматичен как Дэниел Крэйг. Всё ждал когда же он отнимет оружие у охранников и пойдёт всех порулит. Кстати, под конец почти так и было. Ну, и армия наша сломила сопротивление мистера Бэйли. Вера в непобедимость советских солдат появилась задолго до Великой Отечественной.
А мистер Бэйли съедает шарик со сжатым воздухом и прыгает с балкона. И ЕГО РАЗРЫВАЕТ НА КУСКИ, во всех подробностях. Удивительна вообще для советской фантастики такая брутальная казнь. Сцена из Соляриса, например, в которой Хари выпивает жидкий азот, выглядит на пару возрастных рейтингов ниже, чем гибель здешнего главного злодея (тем более, что Хари воскресла после этого). Чувствуется, что автор сам испытывал лютую ненависть к этому человеку, если не ко всему капиталистическому строю. Я специально не стал искать по интернету биографию писателя или какие-нибудь статьи по поводу неприязни Беляева к капиталистам, чтобы не начать списывать, а изложить именно свою точку зрения.
"Мне мало одного сознанья власти. Я капиталист, коммерсант. Мертвый капитал – это не капитал. Я должен торговать, и я торгую... Торговец воздухом!.. Ха-ха-ха! Кто бы мог подумать?"Я ещё нарочно умолчал о том, что Нора с собой сделала. Это так по-шекспировски. ВСЕ ДОЛЖНЫ СДОХНУТЬ.
Ну, и, на закуску ещё такой фрагмент:
" – Земной шар без атмосферы – это была бы катастрофа! – сказал я.Напомню, рассказ был издан в 1929 году.
– О да, – иронически ответил Бэйли. – Люди станут задыхаться, растения погибнут вместе с людьми, ледяной холод спустится на Землю со звёздных высот... Жизнь прекратится, и земной шар станет таким же мертвым телом, как оледенелая Луна... И это будет, будет, черт возьми! – закричал Бэйли.
В эту минуту мне казалось, что я имею дело с помешанным.
– Вы хотите погубить человечество? – спросил я.
– Мне просто нет никакого дела до человечества. Оно само идет к гибели. В конце концов наша планета не вечна. Она обречена на гибель не мною. А произойдет это раньше или позже – не все ли равно.
– Далеко не все равно. Человечество ещё может жить миллионы лет. Наш земной шар ещё очень молод. Он гораздо моложе Марса.
– Вы можете поручиться, что человечество проживёт ещё миллионы лет? Довольно налететь какой-нибудь шальной комете, и ваш земной шар скоропостижно скончается.
– Вероятность этого ничтожна.
– С вашей близорукой точки зрения земного червя. Астрономы говорят иное. Огромные вспышки наблюдаются ими во всех углах мировой бездны. И если брать космические масштабы, то в одной только нашей, так называемой галактической системе, в маленьком переулочке Вселенной, именуемом Млечным Путём, столкновения происходят, вероятно, не реже, чем столкновения автомобилей на улицах большого города.
– Да, но для нас, червей Земли, интервалы между этими катастрофами равны миллионам лет... И с какой целью вы хотите погубить человечество?
– Я уже сказал вам, что мне нет дела до человечества. Я не хочу губить, но не желаю и отказываться от своих целей ради спасения человечества.
– Каких целей?
Мистер Бэйли не ответил."
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ КОММУНИСТОВ.
Ахахахаха. Извините.